На презентации Xbox Games Showcase Livestream 2020 был показан первый трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2. Metro Exodus была анонсирована на Е3 2017 на конференции Microsoft. Можно решить, что и 4A Games и GSC вышли на мировой уровень. А значит и судить их стоит, как крупные AAA проекты. Понятно, что и S.T.A.L.K.E.R., и Metro такую критику не выдержат, и будут играми на 6-7 баллов. Но! Для игроков из бывших республик СССР Metro и S.T.A.L.K.E.R. являются особенными играми. Да, есть проблемы, но это неважно. Искупает все это - атмосфера. Атмосфера чего-то родного. Как воспоминания о любимом дворе из детства. Эта любовь наших игроков иногда доходит до абсурдного, и обе серии постоянно появляются в различных топах по версии читателей, начиная с лучшей графики, и заканчивая лучшим сюжетом.
Перепройдя Metro Exodus спустя полтора года после выхода, хотелось очень сильно разгромить игру. Разница между ощущениями после самого первого прохождения и повторного была колоссальна. Тогда, изучая игру, когда все было в новинку, на минусы не обращаешь внимания и все прощаешь. Сейчас они стали более явными и периодически мешали получать удовольствие от игры. Я уверен, что эти минусы или часть их будет и во втором S.T.A.L.K.E.R.е, однако хочется верить, что GSC или удастся свести их к минимуму, или вообще избавиться от них.
Первое что бросается в глаза - это разговоры. И их отсутствие. Третья игра в серии и Артем, по-прежнему, не умеет разговаривать. Если это не так сильно бесило в предыдущих частях, то сейчас это прямо раздражает. Когда его зовут или с ним общается Аня, а он молчит. Это приводит к абсурдным вещам. Персонажей, которые хотят с вами поболтать, множество. И некоторые из них, почему-то, начинают выкладывать свою историю Артему сразу через 5 минут после знакомства. Например, Ольга. Она вытаскивает Артема из воды и убегает. Через какое-то время мы встречаем ее в церкви и после короткого разговора, она решает рассказать долгую историю об Учителе и Пиратах с Пионерами. Это выглядит абсурдно потому что выкладывается все это фактически через пять минут после знакомства Артему, который не просил об этом. Умей Артем разговаривать, это не выглядело так тупо. К этому можно было сделать какую-нибудь нехитрую подводку, а не вываливать на игрока около 10 минут монолога. Монолог этот еще книжный. Со сложными оборотами, пафосно. Люди так в жизни не разговаривают. Это рушит атмосферу. Другая проблема - это бандиты и их жаргон. С выхода S.T.A.L.K.E.R.а прошло 12 лет, а бандиты все также общаются между собой, и, походу, озвучены теми же актерами. Вот это их "Мля, пацана завалили" и прочие "маслины" надоели. Я понимаю, что бандиты не могут общаться, как интеллигенты, но можно же что-нибудь оригинальное придумать, а не делать, как в S.T.A.L.K.E.R. в 2007 году.
Еще одна проблема, которая часто перемежается с первой - анимация. Ооо! Как эти персонажи смешно жестикулируют. Особенно это замечаешь в начале, когда встречаешь Ермака. Мне кажется, даже итальянцы меньше жестикулируют при ругани. Но проблема анимации не только в размахивании руками при разговоре, но и вообще. Пока другие студии стремятся к реалистичности, в Metro анимация не особо изменилась со времен первой части. Переход от геймплея к анимации топорный, сам Артем очень медленно все делает. Если явный переход от геймплея к катсцене еще ладно, то медленный Артем раздражает. Потому что это происходит не редко и не один-два раза за игру.
Искусственный интеллект. Здесь я просто скажу, что толпу врагов можно спокойно вырубить в рукопашку, даже подняв тревогу. То есть вы можете спокойно подбегать к противнику и давать леща, не заботясь о скрытности. Так можно уложить хоть деревню врагов.
Стрельба в Metro Exodus такая себе. Я не вижу прогресса по сравнению с Last Light. Она есть, если сравнивать с Metro 2033, но это, по-прежнему, не эталонная стрельба. Хотя, как мне кажется, это важно в Metro, так как это шутер в первую очередь. Звук обалденный, кстати. Здесь прям хорошо поработали.
Открытый мир. То, что он есть - это круто. Не придется в третий раз бродить по подземке. Другой вопрос, а зачем он нужен? Ну да, там есть второстепенные миссии, где вы можете сходить вот на эту точку и найти там какую-нибудь вещь, например, игрушку для Настены. Но вот ходить и изучать открытые локации не очень-то и охота. Да и ничего особенного там найти нельзя. Только нарваться на бандитов и потратить аптечек и патронов. За всю игру я всего раза два натыкался на что-то интересное при изучении карты.
И это не попытка сказать, что Metro Exodus - плохая игра. Вообще нет. По части атмосферы таких игр нет, до выхода второго S.T.A.L.K.E.R.а. Это попытка сказать, что у игры есть и проблемы, которые необходимо решать. Решать придется, как и 4А Games, так и GSC. Многие из этих проблем - проблемы СНГ разработчиков: кривая стрельба, анимация. И сейчас обе серии выходят на мировой уровень, где есть Call of Duty, Battlefield, Wolfenstein и Far Cry. И Metro и S.T.A.L.K.E.R.у придется с ними конкурировать, а иначе они так и останутся локальными феноменами.