Действительно, город атомщиков в Киевской области Украины у всех на слуху. Многие любители индустриального туризма сходят с ума от мысли совершить путешествие в заброшенный город #Припять, который населяли по большей мере сотрудники Чернобыльской атомной электростанции. Однако, мало кто знает, что существуют альтернативные возможности ощутить непередаваемые чувства от посещения заброшенных многоэтажных зданий без пересечения государственных границ Российской Федерации.
Одним и прекрасных образцов дикого и заброшенного является посёлок Новая Берёзовка в Печорском районе Республики Коми, который изобилует различными техногенными интересностями, о которых я пытаюсь рассказывать в последних публикациях.
Сегодня мы с вами прогуляемся по посёлку и увидим состояние жилых панельных домов, которые строились для жителей посёлка Новая Берёзовка.
Впервые в посёлке удалось побывать в 2013 году, где был почти сразу ошарашен его размерами. Это действительно какой-то оазис посреди лесов и скал. Вдруг откуда не возьмись из-за деревьев появился стройный девятиэтажный монолит, обрамлённый тройкой пятиэтажек.
Пока ближе не подъедешь сразу и не поймёшь, что тут не так. Вроде городок как городок, гаражи, детские площадки, стоят машины, вдали вздымается вышка сотовой связи.
А какой замечательный кораблик брошен на растерзание детворы! Такую инсталляцию с огромным восторгом бы встретили в любом крупном и не очень городе.
Спустя мгновение осознаешь - большая часть квартир в пятиэтажках расселена, а девятиэтажная доминанта и вовсе брошена...
Полуживые пятиэтажки
Но к высокой панельке мы еще вернёмся, а пока давайте посмотрим на пока еще условно жилые дома, заглянем в подъезд. Часть вставок с фотографиями листаются, друзья!
На самом деле в части квартир по-прежнему живут люди. Это либо пенсионеры, которым было некуда уезжать, либо вахтовики, которые работают на многочисленных добывающих площадках-участках, которых в округе достаточно.
В одном из подъездов на пятом этаже была лестница на чердак, не воспользоваться которой было выше моих сил. Посмотрим, что виднеется с высоты:
Хилтон
Теперь черёд самого интересного здания. Появившись в конце 1980-х Берёзовская девятиэтажка стала по сути местной достопримечательностью, практически небоскрёб! дело в том, что настолько высоких жилых домов, как подсказывают местные жители, не было даже в районном центре - Печоре (появились позже).
Кстати о названии. Разумеется к международной сети отелей и курортов этот дом не имеет никакого отношения. Просто оно было на слуху у тех, кто в нём проживал, и вероятно достойным образом ассоциировалось с временным жильем, ведь многие здесь жили нерегулярно. Останавливались как в аппартаментах.
Без отопления и обслуживания дом ветшает и представляет собой уже опасный аварийный объект, который и не сносят и не восстанавливают. Пойдёмте в один из двух подъездов.
Изучать все девять этажей пришлось с полезной физической зарядкой для ног - лифт разумеется не работает и даже более того - он срезан неизвестными охотниками за металлоломом, видимо очень тросы приглянулись.
Прошу не судить строго за сравнение с Припятью, но там в многоэтажных домах обстановка один в один, судя по рассказам моих знакомых, многократно бывавших в зоне и ночевавших в брошенных домах.
Заходя в бывшие квартиры "Хилтона", тоже невольно напрягаешься и чувствуешь атмосферу суетливого покидания людьми их жилищ.
Высотный в полном соответствии с нормами был оборудован такой редкой на местных широт вещью, как мусоропровод. Вспоминаю какой был восторг и удивление, когда детвора посёлка #Кожва обнаруживала подобное устройство в заброшенном "радиоактивной" пятиэтажке. Прочитать рассказ про здание-байку можно здесь.
Ну а мы дальше продолжаем исследование заброшенного дома, зайдём еще в одну из квартир. Даже лоджию успели застеклить.
Увидя "Хилтон", практически сразу пришла в голову идея, что с самых верхних этажей должна открываться вся красота природных пейзажей. Девятого этажа нам оказалось мало и после определенных физических усилий нам посчастливилось подняться на самый верх - на крышу.
Сверху можно разглядеть двор и пятиэтажки
Красота вокруг, конечно, неимоверная. Тут тебе и речушка и могучий лес и даже скалы. Хоть картины рисуй!
Что же в итоге? Почему никто не живёт в девятиэтажке сейчас? В 1998 году в ходе реформирования Вооруженных сил Генеральным штабом ВС РФ было принято решение о формировании единой базы самолётов радиолокационного дозора и наведения на аэродроме в городе Иваново. Таким образом был ликвидирован Берёзовский полк и те, для кого предназначалось изначально жильё в посёлке, стали довольно стремительно покидать свои дома.
Инфраструктурные останки
Полюбовавшись вдоволь просторами, мы спустились вниз и обошли опустевший дом. Вокруг девятиэтажки по-прежнему сохраняются следы цивилизации - гаражи, сараи и даже вполне себе живая авто- и мототехника. Как же это здорово, представляется мне - городскому. Вышел из дома и вот тебе гараж! И "ласточка" всегда в тепле и есть где хранить барахло. А про гаражные встречи с "соратниками" и рассказывать нечего - душевно! В мегаполисах постепенно эта культура из прошлого века плавно угасает.
Не могу профессионально не отметить и организованное водоотведение в посёлке - всё было по-взрослому! Рядом с высоткой в Берёзовке обнаружились остатки типовой насосной канализационной станции. На вид совершенно неработоспособная, в связи с чем возникает вопрос как сейчас отводят стоки от пятиэтажек. Вариантов немного - скорее всего самотёком прямо в ближайшую речку Каменку.
Железнодорожный детектив
До сих пор вызывают приятные мурашки воспоминания из детства, когда мы с мамой ездили в гости на каникулы к дедушке и бабушке в Кожву на поезде. Вроде бы ехать еще и ехать, а уже начиная с Каджерома я стою одетый с вещами в тамбуре и предвкушаю с невероятным трепетом десантирование из вагона и скорейшую встречу с родными. Еще тогда, прожигая глазами тамбурное окно, я заметил, что перед и после станции Каменка к нашим двум путям вдруг прибавляется еще один. Получается, что он возникал резко из леса и после станции Каменка вновь в лес и уходил. Что же за путь-то такой - вопрос, который долго не давал мне покоя, а выяснить не было возможности в силу возраста.
Что же это было? Оказывается Берёзовка была богата и на железнодорожные пути. В условно старой Берёзовке был лесопункт, из которого регулярно шли вагоны с древесиной (круглый лес, доска, щепа) - этот почти десятикилометровый путь примыкает с запада.
С 1970-х годов до середины девяностых ходил относительно короткий поезд - тепловоз ЧМЭЗ и сидячий общий вагоном. В 3:30 и 6:00 поезд отправлялся с посёлка Берёзовка, обратно приходил в пять и десять вечера.
Огромное спасибо Сергею Shevanez за бесценные знания!
Позже, в 1993 году был возведен путь к промплощадке у посёлка Новая Берёзовка и тоже весьма некислый по протяженности - пришлось даже строить серьезный железобетонный мост через речку Каменку. По ценнейшим воспоминаниям Гульфизы Шуваловой стало известно, что железнодорожники упорно не хотели согласовывать движение поездов в этот тупик по причине использования нерегламентированного щебня с местного Кожвинского щебзавода, который не очень подходил для создания железнодорожного балласта.
Однако после того, как некоторые нюансы были утрясены, поезда всё же пошли. Про фотокарточку с путями и поездом я даже и мечтать не могу, но если у кого-нибудь в домашних архивах найдётся - счастью не будет предела!
Прогуляться по шпалам автору канала так и не удалось. Вслед за исчезновением деятельности аэродрома постепенно пришел в упадок и путь, который со временем разобрали, оставив лишь насыпь, которая напоминает о некогда процветающем дивном уголке..
Из Берёзовки - в открытый космос!
Чтобы не заканчивать совсем на грустной ноте, я хотел немного рассказать о замечательных людях, которые жили и служили в Берёзовке. Справедливо будет вспомнить командира авиационного полка - полковника Антамонова Николая Николаевича. Это заслуженный военный лётчик России, ветеран войны в Афганистане. Говорят, что в полку его называли уважительно и одновременно по-сыновьему - "батей".
Впоследствии командир Антамонов, став почетным жителем города Печора, поработал в городской администрации, был председателем городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.
Под командованием Николая Антамонова в Берёзовском полку служил Юрий Лончаков, дальнейший путь которого из Берёзовки пролёг в Высшую военно-инженерную академию им. Жуковского, а потом и вовсе в отряд космонавтов.
В 2010 году Юрий Валентинович был утверждён в должности командира отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
Юрий Лончаков трижды был в космосе, в том числе в открытом. Летал как на отечественных кораблях, так и на американском шаттле #Индевор.
В 2008 году Юрий Валентинович невероятным образом удивил своего Берёзовского командира - Николай Николаевич Антамонов чудесным образом получил поздравление прямо с околоземной орбиты!
Вот такие прекрасные люди жили и работали в Берёзовке!
Спасибо за внимание, друзья! Как и прежде буду ждать ваших комментариев и воспоминаний. Вместе мы сможем собрать наиболее объективную картину!
Поддержите, пожалуйста, подпиской.
В публикации использованы материалы из книги " Печора...истории перебирая даты".
Другие публикации из северного цикла путешествий:
Часть 3. Кожвинская лесобаза и её железная дорога, которые ушли в небытие.
Часть 4. Станция Кожва - железнодорожный заповедник
Часть 5. Печорский железнодорожный мост - переправа ценою в жизнь, которая могла быть взорвана
Часть 6. Город Печора - оазис в тайге
Часть 7. Город Печора - дом железнодорожников
Часть 8. Печорский автобус. Последний Икарус
Часть 9. Станция Печора. Четыре километра железнодорожного восторга
Часть 10. Локомотивное депо Печора. Как тепловозы морили холодом