Найти тему
Путь героини

5 фильмов о прекрасных «неудачницах»

Идеальное определение моего самого любимого типа кино я однажды обнаружила в интервью режиссерки Жени Беркович. Оно звучит так: «несколько придурков делают что-то глупое, получается у них плохо».

Статистически чаще там «дурят» парни, но в топ моего списка пробрались те, что про девчонок. Однако это персонажи, определенно непохожие на великолепную Чудо-женщину, совершающую классическое путешествие героини, со всем справляющуюся и почти неуязвимую.

Галь Гадот в фильме «Чудо-женщина»
Галь Гадот в фильме «Чудо-женщина»

Неудача — социальный конструкт, для обозначения ее воображаемых агентов мне нравится калька с английского — мисфит(ки) (и философия, которую излучает блог Dare to misfit).

«Неудачники», «придурки», мисфиты — это те, кто не вписываются в стандарты общественных ожиданий. Если говорить о героинях перечисленных ниже лент, иногда даже в рамки собственных целей. Но почему это должно их как-то определять и непременно стигматизировать?

На девочку в лице меня, которая слишком хорошо училась в школе, эти фильмы действуют супер-терапевтично. Их небрежно прекрасные миры возвращают мне чувство, что вообще-то у всех есть право на ошибку, что провал — это не катастрофа, и даже катастрофа — еще не конец. Жаль, я не видела их, когда была подростком.

«Крошечная мебель» (2010)

Лина Данэм и Лори Симмонс в фильме «Крошечная мебель»
Лина Данэм и Лори Симмонс в фильме «Крошечная мебель»

Второй полнометражный фильм Лины Данэм, но первый, получивший фестивальное и кинокритическое внимание. Трамплин для становления будущей шоураннерки сериала «Девочки». Здесь уже присутствует узнаваемая самоироничная интонация Лины, и она сама в главной роли. Герои много болтают в духе мамблкор-комедий, действие не торопится развиваться — прямо как в жизни.

22-летняя Аура по завершению учебы возвращается домой к маме и сестре (которых играют соответственно мама и сестра Данэм). Она пока до конца не понимает, чем хочет заниматься (пока ее главное достижение — бодипозитивное видео на ютюбе с четырьмя сотнями просмотров), с кем дружить (исполнители будущих ролей Джессы и Рэя из «Девочек» здесь появляются примерно в тех же амплуа — чудаковатых приятелей главной героини, плюс подругу из колледжа играет Меритт Уивер или встречаться, а главное — кто она сама. Что сильно контрастирует с налаженной жизнью ее матери-художницы, снимающей миниатюрную мебель (тру стори) на фоне длинных ног своей второй, младшей, дочери.

«В этом мире я больше не чувствую себя как дома» (2016)

Черная комедия, постепенно перетекающая в абсурдистский триллер, о хрупкости мира и душевного равновесия. Фильм получил гран-при жюри фестиваля в Сандэнсе.


В дом и без того тревожной молодой женщины по имени Рут (Мелани Лински) однажды кто-то вламывается, переворачивает все вверх дном и похищает старенький ноутбук, несколько упаковок успокоительного и столовое серебро ее покойной бабушки. Полицейский, приехавший на место, намекает, что она «самавиновата» и советует впредь получше запирать входную дверь. Рут понимает, что никто не собирается возвращать ей украденные вещи и защищать ее безопасность, потому берется за расследование сама, да ещё привлекает к делу странного соседа (Элайджа Вуд), чей пес настрополился гадить на ее газоне.

«Еда и женщины на скорую руку» (2000)

Анна Томсон в фильме «Еда и женщины на скорую руку»
Анна Томсон в фильме «Еда и женщины на скорую руку»

До того, как я галопом по европам посмотрела солидный массив киноклассики в рамках курса по истории зарубежного кино, эта экзистенциальная комедия польского режиссера Амоса Коллека возглавляла мой топ любимых картин. И до сих пор остается одной из самых любимых (ну может чутка устаревшей, если рассматривать через фем-оптику финал и русский перевод названия). Приз экуменического жюри Каннского фестиваля.

Белла (Анна Томсон) — официантка в маленьком нью-йоркском кафе, которой вот-вот стукнет 35. У нее внешность модели, суицидальные мысли, неудобные туфли, подаренные токсичной мамашей, маленькая квартирка, где водятся мыши, и пожилой несвободный любовник. Окружают героиню не менее несуразные люди, все как один мечтающие о любви и понимании. Сама она почти отчаялась найти хоть какой-то смысл в своих серых буднях, но природные доброта и непосредственность однажды приведут ее к почти что сказочному благополучию.

«Маленькая мисс Счастье» (2006)

Эбигейл Брейслин в фильме «Маленькая мисс Счастье»
Эбигейл Брейслин в фильме «Маленькая мисс Счастье»

Самый известный фильм из списка, который собрал все награды подлунного мира, включая «Оскар» за оригинальный сценарий. И кажется, никто за прошедшие с его появления годы, не снял более жизнеутверждающего драмеди о семейных ценностях здорового человека.

Маленькая Олив (Эбигейл Брейслин) горячо мечтает о победе на детском конкурсе красоты и даже прошла предварительный отбор. Всей семье приходится собраться вместе, чтобы отвезти ее в Калифорнию, где должно пройти мероприятие — отцу, неудачливому мотивационному коучу, дяде-профессору (Стив Карелл), только что пытавшемуся покончить с собой из-за разрыва с любовником-аспирантом, брату-ницшеанцу (Пол Дано) хранящему обет молчания, дедушке (Алан Аркин) и маме (Тони Коллетт), которая переживает за всех.

«Чистка до блеска» (2008)

Эми Адамс и Эмили Блант в фильме «Уборка до блеска»
Эми Адамс и Эмили Блант в фильме «Уборка до блеска»

Эта лента похожа на вольный спин-офф предыдущего пункта (повторяющееся слово «sunshine» в оригинальных названиях, один и тот же состав продюсеров и герои Алана Аркина и там, и там как бы намекают), правда, куда менее оптимистичный и с менее громкой судьбой, но весьма и весьма обаятельный. Снято и написано женским тандемом — сценаристки-дебютантки Меган Холли и режиссерки Кристин Джеффс.

Сестры Роуз (Эми Адамс) и Нора (Эмили Блант) совсем не похожи друг на друга. У одной ребенок и женатый бойфренд, у другой — главным образом тяжелый характер. Но их жизни складываются одинаково непросто и обеим нужно на что-то жить, так что однажды они решают открыть высокоприбыльный бизнес — сервис по очистке мест преступлений. Ни у кого же не возникает иллюзий, что им будет легко?

Больше о женщинах в кино — в телеграм-канале «Путь героини»