Найти тему
Путь пилота

Отработка сваливаний

Второй лётный день - отработка вывода самолёта из сваливания. Летали с пилотом Б737, позитивный мужик с нормальным английским, что приятно. Мой первый инструктор на английском говорил с большим трудом, а на русском вообще никак.

Сегодня я собрался повесить камеру, чтобы проще было анализировать ошибки и мониторить прогресс, и даже притащил к ангару коробочку, в которой, как я думал, она лежит. Открыл коробочку, а там только разномастные крепления... В общем, видимо, в следующий раз, обойдёмся КДПВ :)

КДПВ
КДПВ

Что вообще в принципе такое сваливание? Это когда крыло перестаёт лететь, и, соответственно, начинает падать: гравитация, бессердечная... Это состояние совершенно неприемлемо, так как самолёт в этом случае практически не управляется. Учебные цессны очень стабильны, и, как правило, сами стремятся выйти из сваливания, но есть некоторые типы, которые делают это гораздо более неохотно. Именно поэтому на начальном этапе обучения обязательно практикуют действия для вывода самолёта из срывного режима.

Такие тренировки должны выполняться на безопасной высоте и зачастую не над аэродромом (чтобы не мешать диспетчерам и другим пилотам), поэтому для начала летим в место практики.

Наконец-то дошло, что в VFR-полёте (это когда пилотирование выполняется по визуальным ориентирам снаружи) нужно смотреть именно на ориентиры, а не на приборы, и всё сразу стало проще. Самолёт действительно летит туда, куда смотришь. Как дельтаплан. Конечно, я всё ещё лечу с выпученными глазами, мокрой спиной и немного зигзагами (причём как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости), но радиус кривизны зигзагов уже существенно больше, а спина немного посуше.

Теперь про самое интересное: полёт на минимальной безопасной скорости, сваливание и вывод из него. Про полёт на минимальной скорости долго рассказывать нечего: самолёт летит, разве что очень нестабильно, и термичка ощущается гораздо сильнее. А вот про сваливание интереснее.

Происходит это так: на безопасной высоте тягу на минимум, пытаемся держать высоту увеличением тангажа, скорость падает, верещит зуммер, начинается вибрация... И ууууух! Самолёт клюёт носом. Я уже упоминал, что учебная цессна, в общем-то, сама стремится выйти на стабильный полёт, если ей не мешать, но техника вывода предполагает, что надо ещё и немного помочь. А неправильными действиями можно и в штопор свалить.

Первый раз очень страшно, американские горки отдыхают, у содержимого желудка обостряется клаустрофобия и возникает желание выйти на прогулку. Через несколько попыток становится легче, но всё равно немного стремновато в момент, когда машина перестаёт лететь и начинает падать.

Сегодня очень порадовался, что теорией занялся заблаговременно, ибо экзамены у меня в конце апреля (на момент описываемых действий было начало апреля). Эх, вспомним институт и сессии :)

Основной блог: https://airman.pro