Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Образ ненужной девушки в советском кино

В позднесоветском кино сложились определённые амплуа, при том, что в журналах, посвящённых киноискусству писалось, что амплуа — это застывание в образе и отказ от развития, а потому артист просто обязан ломать стереотипы и не играть бесконечных физико-лириков или, там, простоватых механизаторов, а расти и двигаться — нынче физик, завтра — лирик, затем — непременный механизатор и так далее. Тем не менее, Людмила Гурченко годами изображала красивую женщину, у которой не складывается личная жизнь, а менее известная, но тоже очень яркая Ирина Резникова — шикарную красотку на пару встреч.

 Татьяна Божок довольно часто трепыхалась в ролях приятных, но почему-то никому не интересных девушек.
Татьяна Божок довольно часто трепыхалась в ролях приятных, но почему-то никому не интересных девушек.

А вот симпатичная актриса Татьяна Божок оказывалась в ролях приятных, но почему-то никому не интересных девушек. Например, в ленте «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) она играет скромненькую, тихонькую Машу — ту, которая надеется. Судя по той светлой печали, что исходит от Маши, надеется она очень давно и, видимо, надо бы уже прекратить, а плыть в ином направлении. Допустим, пойти учиться и — всё же выучиться. На инженера. Но кому пришло бы в голову двинуть такой типаж в массы — отказалась от правильной модели счастья, забила на любовь, ушла в науку или в производство?

Судя по той светлой печали, что исходит от Маши, надеется она очень давно и, видимо, надо бы уже прекратить и развиваться в ином направлении...
Судя по той светлой печали, что исходит от Маши, надеется она очень давно и, видимо, надо бы уже прекратить и развиваться в ином направлении...

Или вот. Комедия «Дамы приглашают кавалеров» (1981) - Татьяна Божок опять в роли ненужной девочки Марины, телефонистки с переговорного пункта. Эта милая девочка-цветок уже не такая скромная, а довольно бойкая — правда, она идёт другим странным путём — путём отрицания. Утверждает, что женихов — навалом, что все хотят с ней танцевать, но это она сама не хочет ни с кем общаться и предпочитает встречать Новый Год в гордом одиночестве. При том бесконечно заглядывает в глаза всем мужчинам, которые случайно оказались в её пространстве и завидует своей новой подруге Ане (Марина Неёлова), когда ту приглашают на танец.

Эта милая девочка-цветок Мариша уже не скромная, а довольно бойкая — правда, она идёт другим странным путём — путём отрицания.
Эта милая девочка-цветок Мариша уже не скромная, а довольно бойкая — правда, она идёт другим странным путём — путём отрицания.

Речь даже не об актрисе — так, она сыграла и Лизу Калачову в захаровских «12 стульях», пленявшую не только своего супруга, но и бывалого эстета — Воробьянинова. Татьяна Божок очаровательна и в роли мамы Коли Герасимова из детского сериала «Гостья из будущего». То есть не всегда она торчала «одинокой ромашкой» посреди роз и гортензий. Но если такой тип Золушки появился, он был зачем-то нужен. Вот этой, которая наверное никогда не станет принцессой по причине отсутствия принца в ближайшие 300 лет. Транслировался беспомощный образ девы, жаждущей любви, но никак не находящей. И не ищущей других вариантов, типа учёбы.

Транслировался беспомощный образ девы, жаждущей любви, но никак не находящей.
Транслировался беспомощный образ девы, жаждущей любви, но никак не находящей.

Мне всегда было жаль таких девушек (их играла не только Божок, просто она самая талантливая из ряда) — они как будто закрывали и обрубали себе дороги, ведущие в реально интересную жизнь. Пусть без «любимого» и единственного, зато со смыслом. Но нет. Подавали грусть невостребованной молодой особы, которая видит для себя одну чудеснейшую цель. Причём, если эти Маши-Мариши всё-таки выходили замуж, они быстро превращались в домашних рабынь или брошенных жён. (Повторюсь: я говорю не об актрисе, а о типе личностей, воплощённых на экране).

Zina Korzina (c)