Найти в Дзене
АвТОгус

ГАЗ 53! Дитя XXII съезда КПСС

В СССР было принято приурочить что либо к какому нибудь юбилею или дате. Причем это касалось всего на свете, в особенности юбилеев Октябрьской Революции или съездов КПСС. После нового 1961 года страна победившего социализма жила в ожидании XXII съезда, на котором прозвучит фраза сказанная Никитой Хрущевым — нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. И даже будет принят Кодекс строителя коммунизма. (Коммунизм должен был наступить в 1980-м) А уже с 1965-го должны были отменить все налоги. Осуждение культа личности начавшееся на ХХ съезде получило продолжение. Тело Сталина вынесли из мавзолея, а памятники ему снесли.

Как мерило того, что государство полностью оправилось от наследия Второй Мировой Войны стало и строительство в Кремле Дворца съездов и проведения мероприятия именно там. Построили и самую крупную и мощную гидроэлектростацию в мире Волжскую ГЭС.

-2

В Ростове-на-Дону изготовили новый комбайн СК-4. Красное Сормово рапортовало о строительстве нового судна с подводными крылья 300 местного Спутника.

-3

А вот соседи предприятия расположенного в Горьком(Нижнем Новгороде) автозаводцы долго ломали голову, что же такое подарить партии и правительству. Долго придумывать им не дали, просто спустили директиву из министерства и наказали выпустить к октябрю 61-го новый среднетоннажный грузовик ГАЗ 53.

-4

Брать на себя невыполнимые обязательства никогда не стоит, так вышло и в этот раз. Мало того, что новый восьмицилиндровый бензиновый силовой агрегат для машины сделать на Заволжском моторном заводе не успевали, так еще и сами инженеры ГАЗа колдовали с передней подвеской и конструктивно сложным задним мостом. Но съезд партии не за горами, что делать. По принципу « и так сойдет» решили в качестве подарка преподнести автомобиль ГАЗ 53 с индексом Ф.

-5

Машина получилась сырой, да еще и собранной из того, что было. Так мотор поставили от старого грузовика ГАЗ 52, правда эту шестерку форсировали до 80 лошадей, вот откуда взялась литера Ф в индексе. Задний мост позаимствовали у ГАЗ 51.

-6

По логике машина должна была легко перевозить 3500 тонны груза, однако на деле она с трудом везла три тонны. Тем не менее первый автомобиль собрали в сентябре, а прямо перед началом съезда КПСС из ворот выехала первая партия изделий. Дитя получилось мертворожденное. Его не любили и не особенно жаловали как сами водители, так и автоколонны. Не то что бы он ломался, просто задач перед ним поставленных не оправдывал.

-7

Мотор Заволжские инженеры смогли сделать и запустить в производство через два года, то есть в октябре 1963, а свое законное место в чреве «газона» он занял лишь в 64. Интересно, что помимо силового агрегата в нем ничего нового не было.

Новый, принципиально отличающийся по конструкции грузовик появился еще позднее в 65, и именно его по праву можно считать настоящим ГАЗ 53. 115 сильный мотор мог тащить уже не 3,5, а 4 тонны груза. Коробку оснастили синхронизаторами, изменили конструкцию подвески, тормозной системы и рулевого управления. Последовал, как бы сейчас сказали, фейслифтинг. У модели появилась новая облицовка радиатора. Подфарники перекочевали вверх и теперь располагались над фарами головного света. Грузовик даже удостоили государственного знака качества, а товары с этой маркировкой продавались дороже.

-8

Именно ГАЗ 53А на долгие годы стал чуть ли не флагманом предприятия. Его собирали не только в Горьком, но и за рубежами страны. Причем простая и надежная машина пользовалась популярностью не только в странах социалистического блока, но и в некоторых капиталистических государствах.

Но вот как она рождалась история на мой взгляд поучительная. И лишний раз демонстрирует всю нежизнеспособность системы существовавшей в нашей стране семьдесят долгих лет.