В годе затёртом, в стольном граде Москве, случился пожар невиданный, что уничтожил архив старинных рукописей, которым руководствовались в своих исследованиях глубокой русской старины историки того времени.
Поэтому неудивительно, что многие события доправославной эпохи нашего государства стёрты теперь навеки, и по поводу каждого тёмного пятна в истории учёные готовы подолгу спорить, ссылаясь уже не на рукописи, а на изыскания своих коллег, которым посчастливилось те рукописи видеть.
Есть на карте центральной России городок старинный Болхов, истинное происхождение которого смогут определить теперь, пожалуй, только археологи.
Появляется он на страницах летописных в 1196 году, но самым странным образом.
В этот год Болхов просто сожгли до основания в ходе войны между Черниговскими и Киевскими князьями. Ну а раз сожгли город, значит он уже был отстроен и просуществовал не пару и даже не десять лет. Однако год его основания и само его название остаются тайной и предметом дискуссий по сей день.
Но оставим исторические споры историкам, а мы, люд путешествующий, едем в Болхов не истину познать, а увидеть собственными глазами одно из тех мест, куда вросла корнями многовековая и былинная русская история.
Над рекою тихоходною под названьем Нугрь, над невысокими её берегами, на холмах, что возвышаются один выше другого, стоит град древний, что зовётся Болхов.
Откуда взялось его название странное, теперь никто уж не упомнит. Появилось оно в книгах летописных уж поди как восемь-девять веков назад, да с тех пор так и не менялось.
А до той поры жил здесь народ вятичей и, согласно домыслам историческим, город они свой кликали Девяславлем.
Стоял Девяславль на холмах среди густых дремучих лесов, и жители его славились характером столь же дремучим и неприветливым. Но со временем, в результате смешения племён, что учёные называют ассимиляцией, род вятичей растворился среди славянских народностей.
Многие беды обрушивались на Болхов, сжигали его не единожды, то литовцы, то монголы, то татары, то сами князья русские, что никак землю поделить не могли.
Но на то Болхов и особенный город, что возрождался он всякий раз, как Феникс из пепла, и становился только краше. А к XIX веку его называли не иначе как город церквей, ибо их было такое количество, какого не бывало ни в одном другом городе Орловской губернии.
Церковь или собор можно было найти почти на каждой улице города, да и названия их часто совпадали. А путешественники того времени имели уникальную возможность услышать, как церковные колокола «переговариваются» между собой, ведь служба в них начиналась не в одно время. Поэтому колокола как бы подхватывали друг друга и над городом надолго повисали колокольные переливы.
К мятежному революционному времени в Болхове насчитывалось 29 храмов, соборов да церквей, а также два монастыря.
Большая часть религиозных построек Болхова была утрачена в советский период времени. На данный момент действующими являются лишь 11.
Обойти все действующие церкви Болхова вполне возможно за один день, тем паче городок сам небольшой, да и церкви расположены друг от друга недалеко. Прогулка такая подарит душевную теплоту и покой, которыми славится даже местный воздух, повидавший не одну эпоху.
Но самым особенным местом считается монастырская поляна, что находится примерно в одном километре от города. Возвышается здесь Оптин монастырь, который строился как мужской, а ныне стал женским.
Где-то вдоль дороги к монастырю лежит камень заговоренный, о котором сказывают в местных легендах.
Камень тот огромный и пройти мимо него, не заметив, сложно, поэтому точные координаты давать не стану, а скажу лишь, что если побудешь на этом камне, исполнятся все желания. Так-то вот, если есть желание загадать желание, то милости просим.
Оптин монастырь в Болхове небольшой, но величавый. Как и сам город пожжённый и возрождённый.
Говорят, что основал его некто Отпа, что разбойничал в здешних местах веке в пятнадцатом. По одной из версий грабил он исключительно богатых и неверующих людей, а на их деньги стоил церкви по всему уезду.
А по другой версии, разбойник тот, когда понял, что скоро преставится, решил на деньги награбленные грехи собственные замолить. Потому и построил чуть вдали от города среди густого леса мужской монастырь да укрыл его за толстыми каменными стенами.
Впрочем, стены эти не помешали полякам разорить Болхов и сжечь Оптин монастырь до основания.
Однако к тому времени слава о монастыре в лесах орловских распространилась далеко за пределы губернии. Возродить его взялись сами Романовы, воцарившиеся в то время на престоле российский.
Жертвовали на воссоздание монастыря и Михаил Федорович, и сын его Алексей Михайлович Тишайший, и сын его сына император Пётр I, а также многочисленные родственники и родовитые семейства.
Можно сказать, что вплоть до революционного времени монастырь сей постоянно находился под чьим-то высоким покровительством, отчего Оптина пустынь под Болховом была известна и почитаема всем православным миром.
Несмотря на то, что в ходе смены власти многие религиозные постройки Болхова серьёзно пострадали или были разрушены, Троицкий Отпин монастырь оставался нетронутым вплоть до немецкой оккупации.
Почти два года на большой поляне Верхне-монастырской слободы велись бои и монастырские постройки переходили из рук в руки.
А затем, вплоть до 2002 года, разрушенные стены оставались в руинах. Восстановить удалось келейный корпус, входную группу с воротами из красного кирпича, одну из усыпальниц и Собор Троицы Живоначальной, что считается одним из самых древних на Орловщине.
Вернулась в родные стены и главная святыня здешних мест — икона Тихвинской Божьей матери.
________________________________________________________
Бурные аплодисменты тем, кто дочитал до конца. Мы помалу не пишем))
Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!
Подписывайтесь на наш канал, будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.