Вторая Пуническая война (называемая также римлянами «войной против Ганнибала» и Ганнибаловой войной, 218—201 до н. э.) — военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье. В разное время на стороне Рима воевали Сиракузы (во втором периоде войны), Нумидия (во втором периоде войны), Этолийский союз и Пергам, на стороне Карфагена — Македония, Нумидия, Сиракузы и Ахейский союз.
В этой части мы разберем причины начала конфликта между Римской республикой и Карфагеном, рассмотрим действия Ганнибала в Испании и оценим силы сторон перед началом противостояния. И важно добавить, что в конце статьи вы найдете обзор исторических источников и историографии по теме Второй Пунической войны.
Состояние сторон конфликта в период до начала военных действий:
«Какая из сторон конфликта спровоцировала Вторую Пуническую войну?»; на этот вопрос я отвечу в конце этой главы.
Гамилькар Барка, отец Ганнибала, начал войну в Испании. Испания была наиболее удобным плацдармом для организации похода в Италию. Гамилькар и его зять Гасдрубал в течение 9 лет расширяли владения Карфагена, пока первый не пал в битве при осаде города Гелики.
Трудами этих людей Карфаген не только полностью компенсировал потери в ходе Первой Пунической войны, но и приобрёл новые рынки сбыта, а серебряные рудники приносили такие доходы, что политические противники Гамилькара и Гасдрубала были совершенно лишены возможности им противодействовать. Действия Барки вызвали естественное беспокойство греческих колоний на Пиренейском полуострове. Они почувствовали угрозу своей самостоятельности и обратились за защитой к Риму, который получил желанный повод вмешаться в испанские дела. Уже при жизни Гамилькара состоялись переговоры между Римом и Карфагеном, и между ними были разделены сферы влияния (южная — пунийская, северная — римская), а их границей признавалась река Ибер.
Рим в это время занимался сражениями на Севере Апеннинского п-ов и ввел войну с иллирийскими пиратами.
Причина начала Второй Пунической войны (casus belli):
По прибытии в Новый Карфаген Ганнибал сразу повёл себя так, будто война с Римом уже решена и поручена ему, а сферой его деятельности назначена Италия. Ганнибал, по-видимому, и не скрывал своего намерения напасть на союзный римлянам Сагунт и тем самым вовлечь Рим в прямой конфликт, однако стремился при этом сделать вид, будто атака на Сагунт произойдёт сама собой, в результате естественного развития событий. С этой целью он одержал ряд побед над испанскими племенами, жившими на границе северных владений Карфагена, и вышел непосредственно к границам области Сагунта. Несмотря на то, что Сагунт был римским союзником, Ганнибал мог рассчитывать на невмешательство Рима, который был занят борьбой с галлами и иллирийскими пиратами. Спровоцировав конфликты между Сагунтом и иберийскими племенами, находящимися под пунийской властью он вмешался в конфликт и под незначительным предлогом объявил войну. После довольно тяжёлой 7-месячной осады город был взят, а Рим и так и не решился оказать Сагунту военную помощь, лишь посольство посланное в Карфаген уже после взятия города прямо объявило о начале войны.
Ответ на вопрос «Какая из сторон конфликта спровоцировала Вторую Пуническую войну?»
Несомненно, как и в любом масштабном конфликте, назревавшем долгие годы, обе стороны виноваты, желая добиться преимущества перед противником, они используют любые подвернувшиеся шансы. Однако началом Пунической войны послужило желание Карфаген, а даже конкретно рода Баркидов, в первую очередь Ганнибала, перейти в фазу открытого противостояния. Поэтому можно утверждать, что обе стороны относительно не виноваты в начале прямой конфронтации, здесь сыграл свою роль Ганнибал. Именно поэтому Вторая Пуническая войны начинается как личная военная кампания единственного полководца с великой целью захватить Рим.
Подготовка к войне: расстановка сил и их количество
Перед походом в Италию Ганнибал дал армии отдых на всю зиму. Серьёзное внимание он уделял обороне Африки и Испании. В Африке Ганнибал оставил 13 750 пехоты и 1200 всадников, набранных в Испании, туда же были направлены 870 балеарских пращников. Сам Карфаген дополнительно усилили 4-тысячным гарнизоном.
Армия вторжения состояла примерно из 50 000 пехотинцев, 9000 всадников и 37 слонов.
Между тем римляне также готовились к войне. Консул Тиберий Семпроний Лонг располагал 24 000 пехоты, 2400 всадников и 160 кораблей, Второй консул — Публий Корнелий Сципион имел 22 000 пехоты и 2200 всадников. Армия Рима в Галлии, под начальством претора Луция Манлия насчитывала 18 000 пехоты и 1600 всадников. В целом римская армия насчитывала 64 000 пехоты и 6200 кавалерии — немногим более, чем было у Ганнибала. Существенное преимущество римлян заключалось в том, что им предстояло воевать на родине и для них мобилизация дополнительных воинских контингентов была более простым делом, чем для пунийского полководца получение подкреплений. Нельзя, впрочем, не видеть и распылённости римской армии, и отсутствия единого командования, что, конечно, затрудняло римлянам ведение боевых операций.
На этом закончим повествовательную часть о начале Второй Пунической войны, а теперь перейдем к источникам и историографии.
Источниковая База:
- Квинта Фабия Пиктора (родился около 254 года). Он первым создал прозаическое произведение на греческом языке «Анналы» (сохранились в отрывках) и довел историю Рима до второй Пунической войны.
- Валерий Анциат (II–I века), повествовавший в духе Фабия Пиктора.
- "История "Ливия написана исключительно с проримских позиций. Пренебрегая карфагенскими источниками и используя только римские, он не всегда достоверен в описании событий. Этим и объясняются существенные различия между Ливием и Полибием в изложении международных отношений, отдельных битв, подсчетах павших в битве при Каннах.
- Особую ценность представляет «Всеобщая история» ахейца Полибия (около 200–118).
- С карфагенской, так сказать, точки зрения излагали события того времени эллины Силен, Сосил, Филин и мавританский царь Юба. Силен из Лакедемона — свидетель, современник и участник походов Ганнибала на Рим. Труды его по римской истории и по истории второй Пунической войны погибли, но оставили заметный след в исторической традиции.
Обзор историографии:
- Т. Моммзена (1817–1903) «Истории Рима. В многотомном исследовании он описал положение Рима и Карфагена до и во время Пунических войн, уделил большое внимание взаимоотношениям различных слоев населения в обоих воюющих государствах. Следует обратить внимание и на его выводы о римских цензах, которые проводились для определения военнообязанных.
- А. Тойнби (1889–1975). В монографии «Наследие Ганнибала. Влияние Ганнибаловой войны на римскую жизнь» он всесторонне исследовал жизнь Рима и Италии, дал характеристику римско-италийской федерации и подсчитал потери римлян на полях сражений.
- «Проблемы предыстории второй Пунической войны» — так называется докторская диссертация ученого X. Ойкена. Она посвящена одному из нерешенных в современных исследованиях вопросов — развязыванию Ганнибаловой войны.
- Дж. Босси в монографии «Война Ганнибала в Италии от Канн до Метавра». Он обратил внимание на то, что Ганнибал даже после победы при Каннах не имел достаточных сил для ведения дальнейшей войны.