Найти в Дзене
Black Maria Кино

Черное против белого: Почему разгорелся расовый вопрос в Голливуде?

В своей статье "10 фильмов, из-за которых в США разгорались скандалы" мы уже поднимали вопрос уместности распространенной практики, когда азиатов, африканцев и прочих представителей малых народов играют актеры со стандартной европейской внешностью.

Эта практика зародилась вместе с появлением кинематографа и долгое время считалась эталонной. Умение актера перевоплотиться в персонажа другой расы даже считалось проявлением мастерства.

Кадр из фильма "Потомство дракона", 1944 г.
Кадр из фильма "Потомство дракона", 1944 г.

Например, Кетрин Хепберн в фильме "Потомство дракона" 1944 г. сыграла китаянку в экранизации романа Перл Бак.

Кадр из фильма "Чайная церемония", 1956 г.
Кадр из фильма "Чайная церемония", 1956 г.

Марлон Брандо в "Чайная церемония" 1956 г. сыграл японского переводчика в комедии об оккупации японских островов войсками США.

Кадр из фильма "Завоеватель", 1956 г.
Кадр из фильма "Завоеватель", 1956 г.

В том же году великий Джон Уэйн сыграл Чингисхана в одном из самых худших фильмов 1950-х годов "Завоеватель".

Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани", 1961 г.
Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани", 1961 г.

Комик Микки Руни максимально карикатурно изобразил японца мистера Юниоши в "Завтрак у Тиффани". Уже тогда появились высказывания, осуждающие такую демонстрацию представителей других рас в кинематографе. Однако вопрос не ставился об уместности кастинга, а именно о высмеивании и насаждении стереотипов относительно представителей Японии.

Кадр из фильма "Отелло", 1965 г.
Кадр из фильма "Отелло", 1965 г.

Легенда британского кинематографа Лоуренс Оливье сыграл с помощью блэкфейса (специальный грим, превращавший белого человека в афроамериканца, часто использовался в театральных постановках и сегодня считается оскорбительным) главную роль в "Отелло" 1965 г.

Кадр из фильма "Лицо со шрамом", 1983 г.
Кадр из фильма "Лицо со шрамом", 1983 г.

В 1983 г. Аль Пачино сыграл одну из главных ролей в своей карьере - кубинского гангстера из "Лицо со шрамом", 1983 г. Несмотря на положительную оценку фильма, актера критиковали за слишком усердное имитирование кубинского акцента.

Кадр из фильма "Маска Зорро", 1998 г.
Кадр из фильма "Маска Зорро", 1998 г.

А в 1998 г. никого особо не смутило, что британец Энтони Хопкинс играет испанца Диего де ла Вега в "Маска Зорро". Это был первый случай, когда Зорро исполняет европеец, но скандала удалось избежать благодаря тому, что второго Зорро исполнял Антонио Бандерас.

Так или иначе, но тема мискаста стала все чаще и чаще звучать в 2000-х годах.

Попытки Роба Шнайдера в "50 первых поцелуев" 2004 г. и Майка Майерса в "Секс-гуру" 2008 г. представить публике юмористичный образ человека другой национальности доказали, что такое перевоплощение уже не является смешным.

Кадр из фильма "Солдаты неудачи", 2008 г.
Кадр из фильма "Солдаты неудачи", 2008 г.

В 2008 г. в фильме "Солдаты неудачи" напрямую высмеивается попытка актеров получить признание своего актерского мастерства с помощью перевоплощения в человека другой расы. Роберт Дауни мл. отлично изображает белого актера, снимающегося в фильме в качестве афроамериканца.

Каждый раз, когда европиоидная звезда изображала на экране представителя другой нации, разгорались дискуссии. Так было с Джейком Джилленхолом в "Принц Персии" 2010 г., с Джонни Деппом в "Одинокий рейнджер" 2013 г., с Руни Мара в "Пэн: Путешествие в Нетландию" 2015 г., с Эммой Стоун в "Алоха" 2015 г. и многими другими.

Кадр из фильма "Принц Персии: пески времени", 2010 г.
Кадр из фильма "Принц Персии: пески времени", 2010 г.

Движение против "выбеливания" киногероев набирает обороты. Требование расового соответствия актеров и их персонажей кажется логичным и справедливым.

Однако есть множество сомнений относительно того, достигнет ли это движение желаемой цели.

Дело в том, что параллельно с движением о расовом соответствии в Голливуде активно ведет свою деятельность движение за "слепой кастинг". Это довольно сложная концепция, призывающая проводить отбор без четких ограничений относительно внешности актера (т.е. его расовой принадлежности, особенностей телосложения, возраста и пола) и ориентироваться исключительно на его актерское мастерство. Движение призывает брать самых разных актеров на роли, если эти роли не предписывают строгой принадлежности персонажа к той или иной расе или полу.

Кадр из фильма "Доктор Стрендж", 2016 г.
Кадр из фильма "Доктор Стрендж", 2016 г.

Так, например, когда на роль Ариэль в планирующийся к выходу в 2021 г. фильм "Русалочка" взяли афроамериканку Холли Бэйли - речь идет о "слепом кастинге". Аналогичный подход к кастингу был применен в фильмах "Доктор Стрендж" 2016 г. - Тильда Суинтон сыграла персонажа, который в комиксах изображается как престарелый тибетский мужчина.

Как далеко зайдут эти движения и как именно они смогут модифицировать современную киноиндустрию сложно сказать. Однако сложно представить, что когда-нибудь на роль прекрасной диснеевской принцессы возьмут играть сорокалетнюю толстую афроамериканку...

Источник

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )