Недавно я пересматривал это шедевральное творение Ридли Скотта. При просмотре этого фильма забываешь, что фильму уже больше 40 лет. И про то, что бюджетом фильм был обделён, тоже забываешь.
Так благодаря чему Ридли Скотту удалось создать такой ужасный, в хорошем смысле, фильм.
Конечно же, в первую очередь, Чужой - это заслуга режиссёра.
Никто из именитых режиссёров не хотел браться за этот фильм, сценарий казался им слабым.
Ридли Скотт, до съёмок Чужого, имел в портфолио один полнометражный фильм и несколько рекламных роликов. За предложение снять космический фильм ужасов он уцепился с энтузиазмом.
Режиссёр сам делал раскадровки, выполнял операторскую работу и придумывал биографии персонажей, дополняя ими сценарий.
Попугать же зрителей Ридли Скотт решил "хичкоковскими" методами, которые, возможно, были следствием ограниченного бюджета (это мои предположения). Он не показывал все пугающие сцены детально, оставляя зрителю возможность допугать себя самостоятельно, с помощью воображения.
А изрядно помог зрительскому воображению художник, который придумал образ Чужого - Ганс Рудольф Гигер.
Дядька этот был загадочным и по мнению многих людей, мрачным. Его сторонились, а его работы отталкивали.
Но по настоянию Ридли Скотта, костюм пришельца, яйца и лицехватов создал именно Гигер.
Ну а облачили в костюм пришельца актёра, которого случайно нашли в баре. Им стал Боладжи Бадеджо - здоровенный негр, с ростом 2,2 метра. При желании, он бы и без костюма мог пугать.
Нельзя оставить без внимания и главную героиню этого фильма, которую сыграла Сигурни Уивер.
Хрупкая девушка, окруженная холодным космическим пространством, противостоит хладнокровной и смертоносной НЁХ. Это определенно добавляла напряженности фильму.
До Чужого Сигурни не была известной и очень хотела получить эту роль. Она даже скрыла от Ридли Скотта свою аллергию на кошек, ибо понимала, что актрис много, а котик такой один.
Эффект холодного космического пространства тоже было непросто создать, ведь бюджет был ограничен. На настоящий космический корабль денег не было и приходилось пользоваться макетами.
Ну а загадочный и враждебный туман, на поверхности планеты, создавался с помощью дыма и вентиляторов. Не то, чтобы в тумане была необходимость продиктованная сценарием, просто в тумане прятали недостатки декораций.
И ещё раз насчёт бюджета. Денег могло бы быть и побольше, но Ридли Скотт захотел корабль Жокея в масштабе 1:1, на что было потрачено 0,5 млн. долларов.
Зачем в него так вложились - загадка. В фильме этот корабль фигурирует совсем недолго. Да и не несёт в себе какой-то очень важной смысловой нагрузки.
Ну потратили и потратили. Чтож теперь...
И напоследок ещё немного про страх.
Страх Ридли Скотт вызывал не только у зрителей, но и у некоторых актёров.
Одна из сильнейших сцен этого фильма, да и в целом, кинематографа была снята довольно оригинально. Речь идёт о сцене, где малыш-чужой рождается из грудной клетки члена экипажа.
Что примерно должно происходить в этой сцене актёры конечно знали. Но сюрпризом для них стали литры бычьей крови, сопровождавшие роды.
Изумление и испуг актёров, попавшие на плёнку, весьма натуральны.
Фильм стал триумфом для Ридли Скотта и переломным моментом в жанре ужасов. Имея довольно скромный бюджет, фильм окупился почти 10 раз.
После такого успеха Ридли Скотт снял своего Бегущего по лезвию, который, увы, был не таким успешным, но это совсем другая история.
Спасибо за внимание.