Возобновим цикл рассказов про "вражеские голоса" - европейских дипломатов, оставивших заметки о нравах и обычаях при дворе Великолепного султана Сулеймана. Узнаем же, что это были за люди, и можно ли им доверять.
Мы познакомились с типажом "ученого"
Ожье Бусбек - лучший трэвел-блогер 16 века
Затем повстречали "спецслужбиста"
Пьетро Дзен - ты не ты, когда не заговорщик
И наконец, подивились необыкновенной карьере посла- "великого инквизитора"
Корнелиус Шеппер - и чтец, и жнец, и инквизитор...
Но все они - скучные обыватели, и жизнь их была уныла, как будни кальвинистов в Женеве, в сравнении с вот этим типом.
Гийом Постель - востоковед и трансмутант
Постель родился в 1510 году во Франции в бедной семье, более того в дестве осиротел. Приют и зачатки образования он получил в местном церковном приходе. При этом мальчик считался настолько способным, что уже в 10 лет учил грамоте других детей.
В почтенном тринадцатилетнем возрасте Постель отправился в Париж, чтобы продолжить образование. По дороге ему пришлось пережить множество напастей - от дизентерии до нападения разбойников, однако окончилось все благополучно. До Парижа наш герой добрался.
Чтобы оплатить обучение, он устроился слугой к ректору сорбоннского колледжа Сент-Барб. Колледж частично финансировался португальской короной- и потому там много было выходцев с Пиренейского полуострова. В частности, именно там он познакомился с небезызвестным Игнатием Лойолой, основателем ордена иезуитов.
Кроме Лойолы, в Сент-Барб ошивалось много и других подозрительных личностей - и как полагают биографы, именно от них Постель нахватался всякого и изучил еврейский язык. Кроме того - в свободное от починки штанов ректора время, Постель овладел латынью и древнегреческим.
После окончания колледжа, представители португальского короля предложили ему работу. Однако деньги и комфорт всегда очень мало значили для Постеля - он без особых сомнений отказался от этого хлебного места. Ведь впереди ждало целое приключение - миссия в Стамбул, в составе посольства Жана де ла Форе.
В сериале "Великолепный век" именно беседа с послом де ла Форе стала роковой для Ибрагима паши. Именно тогда сериальный великий визирь переходит грань, назвав себя дрессировщиком султана.
На самом деле историки до сих пор спорят - был ли по итогам миссии Форе подписан договор о сотрудничестве между ОИ и Францией, или остался только драфт. Однако идея Ибрагима (хоть он и не дожил до ее воплощения) оказалась очень жизнеспособной. Франция стала стратегическим союзником ОИ на срок вплоть до 19 века, так что Постель стоял, можно сказать, у истоков очень важного исторического события.
Путешествие в Стамбул произвело на Постеля неизгладимое впечатление. Там он выучил арабский, коптский и самаританский и не собирался останавливаться на достигнутом.
Вернувшись после успешной дипломатической миссии во Францию, Постелю единственный раз в жизни удалось материальные плоды своих трудов - он попал под покровительство Маргариты Наваррской, сестры короля, да и сам король Франциск ему благоволил.
Успешную карьеру окончило неосторожное ходатайство Постеля за еще одного своего давнего покровителя - канцлера Гийома Пойета, обвиненного в коррупции и попавшего в тюрьму. Наивность ученого не стоила ему свободы или жизни, однако стоила карьеры. Больше король Франциск его на службу не приглашал.
Постель переезжает в Италию, там на недолгое время становится членом ордена Иезуитов (его исключили через год), и в рамках подготовки паломничества на Святую землю- оказывается в Венеции.
В Венеции произошла роковая встреча - в больнице при одном из монастырей Постель повстречал ЕЕ - матушку Жуанну. Эта женщина, известная добродетельной жизнью, помогала там бедным и больным.
"Эта бедная и простая женщина, не умевшая ни читать, ни писать, не знавшая ни греческого, ни халдейского, ни латыни, и не нуждалась в них...когда у меня были сложности с пониманием какого-либо текста,она переводила и объясняла мне его так легко, будто читала молитву.
Постель еще после поездки в ОИ в своих трудах начал озвучивать довольно радикальные для 16 века идеи - что христианство, мусульманство и иудаизм, это по сути одна и та же религия.
После знакомства с Жуанной и изучения Каббалы идеи Постеля еще более радикализировались - он начал говорить о "мировой матери", новой Еве - современным воплощением которой и являлась по его мнению матушка Жуанна.
После возвращения из Святой земли Постель узнал о смерти Жуанны... и тут понеслось.
Он утверждал, что Жуанна каком-то образом овладела его телом, более того он подвергся трансмутации и сам СТАЛ этой самой Жуанной, воплощением Мировой женственности, Спасителем в женском обличьи.
Свои идеи даже Постель не рисковал подавать прямо - и маскировал их трудами о достоинстве женщин и другой феминистической литературой.
Враги (а самыми ярыми врагами Постеля были как ни странно не инквизиторы, а гугеноты) с ужасом взирали, как тот спокойно проповедует на лекциях в парижском университете, вербует учеников и готовится пойти с новой религией в НАРОД.
Идеи Постеля, несмотря на их дикость, озвучивались, как ни крути, ученым с мировым именем - и производили впечатление даже на образованных и искушенных людей.
Тем не менее долго так продолжаться не могло. Узнав, что его книги попали в Список запрещенных, Постель является в Рим. Там его сцапала Инквизиция. Однако трибунал не признал его еретиком, он признал его безумцем - посадив тем не менее под арест.
В 1559 году - после смерти Папы Павла IV ( фанатика и алкоголика) римская толпа от радости начала громить тюрьмы и выпускать заключенных - среди них был и Постель.
Во Франции Постель стал свидетелем еще одного события - одного из ключевых в ходе Религиозных войн - тн "чуда в Лаоне", обряде экзорцизма над молодой женщиной, когда владевшие ей демоны вели религиозные диспуты с епископом, а духи, изгнанные из тела жертвы, "сбежали в Женеву" к гугенотам.
Тем не менее Постель и его деятельность не давали спокойно жить властям и вскоре он опять был посажен под домашний арест. Где и скончался.
Еще по теме:
Донья Грация Наси - женщина, обхитрившая трех государей