Угадали, кто изображён на портрете в образе бедуина?
Думаю, узнав, что это Исаак Левитан, многие удивятся.
И тому, что это он.
И тому, как похож – насколько выразительно создан образ.
И в выражении лица – во взгляде, Сергеем Арсеньевичем Виноградовым запечатлённым и переданным.
Притом портрет создавался не во время, как можно предположить, поездки, а в обычное время и в привычном месте.
И современники Левитана тоже были удивлены силе образа.
Но ведь если нет сходства внутреннего, то не будет сходства и внешнего.
И здесь сразу вспоминается ряд картин Исаака Левитана, в которых он как будто приблизился к этому образу.
Пейзажи, на которые он как будто смотрел тем взглядом.
Ощущение пустынности, не поиск красивого общего вида, а умение интересно представить даже поверхность.
Притом поверхность, крымскую солнечность передающую)
И снова пустынный вид, и даже притом, что деревьями и кустарниками наполненный.
Но они больше скульптурное впечатление производят, тёмными силуэтами к себе внимание не привлекая...
И море рядом, а не возникает ощущения морской свежести, воздух наполняющей.
И снова горы, но ещё более пустнынно.
И только пробивающаяся то тут, то там зелень преображает однообразный вид.
А дворик светел и солнечным солнцем наполнен.
Но этот свет лишь контуры заметнее представляет, не привнося разнообразия переливами света.
И улица пустынна, лишь одинокий путник идёт в солнечном пространстве, притом каждодневно солнечном, оттого будничное впечатление производит.
И в очередной раз горы переданы с акцентом на каменную поверхность.
На преобладание её над растительным покровом, который тоже, если и есть, то представлен самыми выносливыми растениями.
И жилище – среди камней и песчаной поверхности.
И юг Франции передан "песчаным" рельефом гор.
И снова крымские горы, как преобладающие, даже несмотря на удаленность.
А лесной массив вблизи больше воспринимается как случайный оазис в пустыне.
И после прежних увиденных картин, даже эта, привычная нам, воспринимается несколько иначе.
Обращаешь внимание, что деревья стоят, высоко возвышаясь, как будто стеной и аллея представляется узкой дорожкой между крепостями.
И в данной параллели этот пейзаж может быть особенно интересным кажется.
При первом впечатлении мы тоже видим как будто пустыню и крепость вдали.
И лишь присмотревшись, понимаем, что это поле, а крепость не что иное, как расположившийся на взгорье посёлок.
И вот это угадываемое единообразие в пейзаже тоже однородные пустынные виды напоминает.
И привычный и на первый взгляд пейзаж больше сочетание похожих поверхностей напоминает.
И даже река, в таком освещении переданная, ощущение не водных просторов, а водной пустыни производит.
Как всегда неожиданный и многоплановый – Исаак Левитан.
🐠 Одарить автора можно: задонатив на Boosty, предложив работу на Kwork или сделав перевод. Друзья! Ставьте лайки, делитесь ссылкой на статью в соцсетях и подписывайтесь — это тоже поддержит автора! И отзывом порадуйте, напишите, что сегодня особенно понравилось)