Найти в Дзене

Любимый многими великий художник и отражение этого его образа в его пейзажах

Угадали, кто изображён на портрете в образе бедуина?

Фотография (на фоне) картины  С. А. Виноградова "Портрет И. И. Левитана в одежде бедуина" (из свободных источников)
Фотография (на фоне) картины С. А. Виноградова "Портрет И. И. Левитана в одежде бедуина" (из свободных источников)

Думаю, узнав, что это Исаак Левитан, многие удивятся.

И тому, что это он.

И тому, как похож – насколько выразительно создан образ.

И в выражении лица – во взгляде, Сергеем Арсеньевичем Виноградовым запечатлённым и переданным.

Притом портрет создавался не во время, как можно предположить, поездки, а в обычное время и в привычном месте.

И современники Левитана тоже были удивлены силе образа.

Но ведь если нет сходства внутреннего, то не будет сходства и внешнего.

И здесь сразу вспоминается ряд картин Исаака Левитана, в которых он как будто приблизился к этому образу.

Пейзажи, на которые он как будто смотрел тем взглядом.

Фотография картины И. Левитана "В крымских горах" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "В крымских горах" (из свободных источников)

Ощущение пустынности, не поиск красивого общего вида, а умение интересно представить даже поверхность.

Притом поверхность, крымскую солнечность передающую)

Фотография картины И. Левитана "Садик в Ялте. Кипарисы" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Садик в Ялте. Кипарисы" (из свободных источников)

И снова пустынный вид, и даже притом, что деревьями и кустарниками наполненный.

Но они больше скульптурное впечатление производят, тёмными силуэтами к себе внимание не привлекая...

И море рядом, а не возникает ощущения морской свежести, воздух наполняющей.

Фотография картины И. Левитана "Крым. В горах" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Крым. В горах" (из свободных источников)

И снова горы, но ещё более пустнынно.

И только пробивающаяся то тут, то там зелень преображает однообразный вид.

Фотография картины И. Левитана "Дворик в Ялте" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Дворик в Ялте" (из свободных источников)

А дворик светел и солнечным солнцем наполнен.

Но этот свет лишь контуры заметнее представляет, не привнося разнообразия переливами света.

Фотография картины И. Левитана "Улица в Ялте" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Улица в Ялте" (из свободных источников)

И улица пустынна, лишь одинокий путник идёт в солнечном пространстве, притом каждодневно солнечном, оттого будничное впечатление производит.

Фотография картины И. Левитана "В крымских горах" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "В крымских горах" (из свободных источников)

И в очередной раз горы переданы с акцентом на каменную поверхность.

На преобладание её над растительным покровом, который тоже, если и есть, то представлен самыми выносливыми растениями.

Фотография картины И. Левитана "Сакля в Алупке" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Сакля в Алупке" (из свободных источников)

И жилище – среди камней и песчаной поверхности.

Фотография картины И. Левитана "Корниш. Юг Франции" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Корниш. Юг Франции" (из свободных источников)

И юг Франции передан "песчаным" рельефом гор.

Фотография картины И. Левитана "Горы. Крым" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Горы. Крым" (из свободных источников)

И снова крымские горы, как преобладающие, даже несмотря на удаленность.

А лесной массив вблизи больше воспринимается как случайный оазис в пустыне.

Фотография картины И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (из свободных источников)

И после прежних увиденных картин, даже эта, привычная нам, воспринимается несколько иначе.

Обращаешь внимание, что деревья стоят, высоко возвышаясь, как будто стеной и аллея представляется узкой дорожкой между крепостями.

Фотография картины И. Левитана "Сжатое поле" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Сжатое поле" (из свободных источников)

И в данной параллели этот пейзаж может быть особенно интересным кажется.

При первом впечатлении мы тоже видим как будто пустыню и крепость вдали.

И лишь присмотревшись, понимаем, что это поле, а крепость не что иное, как расположившийся на взгорье посёлок.

И вот это угадываемое единообразие в пейзаже тоже однородные пустынные виды напоминает.

Фотография картины И. Левитана "Поля. Этюд" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Поля. Этюд" (из свободных источников)

И привычный и на первый взгляд пейзаж больше сочетание похожих поверхностей напоминает.

Фотография картины И. Левитана "Пароход на Волге" (из свободных источников)
Фотография картины И. Левитана "Пароход на Волге" (из свободных источников)

И даже река, в таком освещении переданная, ощущение не водных просторов, а водной пустыни производит.

Как всегда неожиданный и многоплановый – Исаак Левитан.

© Кутафина Н. В.

🐠 Одарить автора можно: задонатив на Boosty, предложив работу на Kwork или сделав перевод. Друзья! Ставьте лайки, делитесь ссылкой на статью в соцсетях и подписывайтесь — это тоже поддержит автора! И отзывом порадуйте, напишите, что сегодня особенно понравилось)