Найти тему
Navygaming Channel

Большое семейство больших ТКА: проекты 183А,183Т, 183ТК,183Ц и др.

Созданный в начале 50-х годов ХХ века большой торпедный катер проекта 183 в целом устраивал и руководство флота, и моряков, которые эксплуатировали эти катера. Именно, по отзывам с флотов эти катера считались удачными, однако работы по их усовершенствованию и постройки на их основе катеров другого назначения продолжились.

В первую очередь потребовалось усилить корпус и днище, так как в ходе эксплуатации торпедных катеров выявилась недостаточная прочность некоторых связей корпуса (шпангоутов, палубных стрингеров), а также обшивки днища. Уже на принятых флотом катерах выполнялись работы по усилению отдельных корпусных конструкций путем установки местных накладных листов из бакелизированной фанеры, дополнительного днищевого стрингера и другие работы. Катера, которые строились позже уже сразу получали корпус с усиленными продольными связями. Однако осуществление указанных мероприятий не позволило полностью решить проблемы обеспечения необходимой прочности корпуса, вследствие чего эксплуатацию катера на максимальной скорости хода пришлось ограничить волнением моря 3 балла.

Один из катеров был построен по проекту 183А и отличался наружной обшивкой, выполненной из арктилита – аналога бакелизированной фанеры с запрессованной металлической проволокой.

В 1951 году с целью испытания и отработки в корабельных условиях, а также для получения опытных данных по мореходности и прочности деревянных катеров на высоких скоростях хода заводом № 5 (г.Ленинград) был построен опытный катер проекта 183Т. На нем в дополнение к имеющимся четырем дизелям М-50Ф был установлен доработанный для эксплуатации в морских условиях газотурбинный двигатель авиационного типа УГТУ-1 мощностью 4000 л.с., работающий на свой валопровод. Этот катер отличался и конструкцией корпуса, его наружная обшивка в районе машинных отделений была двухслойной: для внутреннего слоя использовалась листовая бакелизированная фанера. По своему внешнему виду он отличался от прототипа более высокой и сдвинутой в корму надстройкой, наличием наклонной выхлопной трубы и воздухозаборника в носовой части. Нормальное водоизмещение катера составило 70 т (стандартное – 63 т), полное – 77 т.

Размеры катера в сравнении с базовым проектом не изменились: наибольшая длина 25,5 м, ширина 6,18 м (высота борта на миделе – 2,8 м). Автономность – 5 суток, мореходность на максимальных оборотах – 3 балла.

Торпедный катер проекта 183Т
Торпедный катер проекта 183Т

На государственных испытаниях, закончившихся 13 февраля 1954 года, катер достиг скорости 49,7 узла при максимальной мощности УГТУ-1 в 4300 л.с. Дальность плавания составила 560 миль (крейсерским ходом 26 узлов – 510 миль, полным – 50 миль).

Длительные испытания катера проекта 183Т показали надежность в работе и простоту в обслуживании двигателя УГТУ-1, что позволило рекомендовать его для использования на быстроходных катерах. В тоже время двухслойная обшивка корпуса себя не оправдала. Были и другие нарекания, например, чрезвычайно плотная компоновка жилых помещений серьезно ухудшала обитаемость катера. Отсутствие офицерского гальюна и умывальника (при «уплотнении» для них не нашлось места) на испытаниях привело к курьезной ситуации, поскольку пользоваться гальюном, размещенным в форпике, на полном ходу было невозможно.

В тоже время по результатам испытаний комиссия отметила недостаточную общую прочность корпуса, из за чего корабль мог развивать максимальную скорость хода только при волнении моря от 0 до 2 баллов. Отмечалась повышенная заливаемость катера при ходе против волны, обитаемость признали неудовлетворительной. Общий вывод комиссии был довольно категоричен: «ТКА пр. 183Т не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к большим ТКА, поэтому серийную постройку ТКА или СКА для морпогранохраны с ГТД по пр. 183Т и пр. 199Т не производить». После завершения госиспытаний катер проекта 183Т передали в учебный дивизион ТКА Кронштадтской военно-морской крепости. Этот корабль свою основную задачу выполнил - была доказана техническая возможность использования ГТД на боевых кораблях.

На основании полученных результатов в 1954 году СКБ-5 был выпущен технический проект 183ТК. Основное отличие заключалось в усилении прочности корпуса за счет отказа от двухслойной конструкции обшивки в пользу утолщенной однослойной, утолщения палубного настила и усилении привальных брусьев и крепежа. Серийные катера по данному проекту строились на заводе № 5 в Ленинграде в 1955-1958 годах небольшой серией (25 единиц).

От своего прототипа катер проекта 183ТК отличался, прежде всего, усиленным корпусом. Обшивка днища была выполнена трехслойной. Наружный слой, диагональный - из досок лиственницы, средний и внутренний - из сосновых досок. Также в состав внутреннего слоя обшивки вошел скуловой пояс из бакелизированный фанеры. По сравнению с ТКА проекта 183 толщину бортовой обшивки увеличили на 4 мм, а днищевой - на 7 мм. Другим отличием от прототипа стало изменение компоновки носовых отсеков, которую попытались вернуть к исходному проекту 183. Значительное уменьшение длины воздухопроводного тракта ГТД позволило отказаться от коробчатого воздухозаборника в носовой части и расположить воздухоприемные щели в носовой и боковых стенках надстройки. За счет освободившегося объема удалось вернуть на свое место камбуз и расширить тамбур. Размеры надстройки увеличились, что несколько ухудшило остойчивость катера. По опыту испытаний ТКА проекта 183Т мачту РАС и выхлопную трубу ГТД разнесли по длине.

Катер проекта 183ТК имел стандартное водоизмещение 65 т (полное – 79,5 т). Размеры катера практически не изменились в сравнении с 183Т: наибольшая длина 25,5 м, ширина 6,19 м и средняя осадка 1,4 м (высота борта на миделе – 3,02 м). Дальность плавания составила при скорости 25 узлов 580-600 миль. Автономность – 5 суток, мореходность на максимальных оборотах – 3 балла. Экипаж – 15 человек.

Энергетическая установка состояла из четырех дизелей М-50Ф мощностью 1200 л.с. каждый и газотурбинный двигатель М-1 (4000 л.с.), что обеспечивало скорость полного хода 50 узлов (крейсерская – 25 узлов).

Торпедный катер проекта 183ТК
Торпедный катер проекта 183ТК

Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных торпедных аппарата ТТКА-53М, две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3 (2000), дымовую аппаратуру ДА-7 и 4 дымовые шашки МДШ. Имелась также РЛС обнаружения «Зарница» и аппаратура опознавания «Факел-М».

Широкому применению форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) препятствовали усложнение энергетической установки, загромождение кормовой части выступающими частями (выход пяти гребных валов и трех рулей), а также эксплуатационные проблемы работы ГТД в морских условиях (в первую очередь, засоление лопаток турбины). Два катера проекта 183 ТК с целью исследования возможности повышения скорости хода и мореходных качеств были оборудованы носовым подводным крылом из нержавеющей стали с тремя опорными стойками. При этом их нормальное водоизмещение возросло до 76 т, а полное – до 83 т. Скорость хода достигла 52 узлов, дальность плавания – 300 миль (41 узловым ходом) или 700 миль (10 узлов).

Торпедный катер проекта 183ТК стал первым в мире серийным боевым кораблем с ГТД, и в этом качестве он может рассматриваться как заметное достижение отечественной промышленности. Вместе с тем, его ГЭУ имела пятивальную схему, в которой использовался морально устаревший ГТД первого поколения. Было построено 25 катеров, из которых 12 - для ЧФ, остальные - для БФ.

В 1958 году был построен опытный торпедный катер проекта 183У (обозначение ТК-38), вооруженный четырьмя торпедными аппаратами. В составе ЭУ использовались быстроходные дизельные двигатели. Водоизмещение катера достигло 92 т. На первый взгляд, усиление торпедного вооружения это хорошо, однако дальнейшего развития катер такого проекта не получил.

Дальнейшими проектами, созданными на основе корпуса и энергетической установки ТКА проекта 183, стали разработанный в 1953 году проект малого охотника за подводными лодками проекта 199 и проект 183Ц радиоуправляемого катера-мишени (построено 60 единиц). Катера-мишени проекта 183Ц строились в Ленинграде (ССЗ №5, 32 единицы) и Владивостоке (ССЗ №602).

Малый охотник за ПЛ проекта 199
Малый охотник за ПЛ проекта 199

Например, на катерах проекта 199 оставляли артиллерийское вооружение как у проекта 183 (два спаренных 25-мм автоматов в открытых установках), а вместо торпедного размещалось противолодочное вооружение: 36 глубинных бомб, два бомбосбрасывателя и два бомбомета БМБ-2. Также дополнительно устанавливали активную ГАС «Тамир-10». При высокой скорости полного хода у них была малая дальность и продолжительность плавания на малых ходах (1000 миль или 80 часов 12 узловым ходом, поиск подлодок производился именно на таких скоростях). Этот недостаток был следствием глиссирующих обводов корпуса проекта 183, что вместе с другими недостатками привели к ограниченной постройке этих кораблей и последующей их передаче пограничным войскам. Всего было построено 52 катера.

Малый охотник за ПЛ проекта 199, схема внешнего вида
Малый охотник за ПЛ проекта 199, схема внешнего вида

В число нереализованных проектов вошли проект 183-Я2 и 183-Я3 с более лёгкими дизельными двигателями М503 (два и три дизеля соответственно). Водоизмещение первого судна составляло бы 88 тонн, а второго - 110 тонн, а вооружение было бы аналогично катеру 183-У. Как мы видим, последовательно шло увеличение водоизмещения катеров вместе с уввеличением их возможностей, что в итоге должно было привести к катерам иных классов. Но это другая история.

По катерам данного проекта можно почитать здесь:

И вновь "большой", и вновь деревянный: "ТКА проекта 183"