Найти тему
Интересные истории

Шукшин и Быков. Жертвы интриг коллег по кино.

"Я не "встречал более жестоких и мстительных людей, чем профессиональные гуманисты, будь то литераторы, художники, кинематографисты". Это цитата зампреда Госкино СССР Бориса Павленка. Запомним ее. Он половину своей жизни посвятил общению с "профессиональными гуманистами". От этой мысли и будем отталкиваться, читая фактуру книги Павленка "Кино. Легенды и быль".

Леонид Быков и Василий Шукшин
Леонид Быков и Василий Шукшин

Вот что он пишет:

"Трудо складывалась судьба писателя, режиссера, актера Василия Шукшина. Право на каждую постановку ему приходилось пробивать через неприязнь коллег. Сценарий Василия Шукшина «Степан Разин» буквально замотали, перекидывая 3–4 года от сценарной коллегии студии до худсовета, потом отфутболивали в сценарную коллегию Госкино. Но кто же возьмет на себя риск запустить картину, если студия считает сценарий не готовым?"

И вот Шукшин принес сценарий новому Зампреду Госкино Борису Павленку.
– Гляньте свежим глазом, - попросил режиссер.

Павленок - не дурак - запросил из библиотеки летописи по разинскому восстанию. Прислали два увесистых тома. А из них потекли потоки крови. Авторы не стеснялись излагать подробности той , вообщем, гражданской войны. Ясно было, что Шукшин проштудировал эти летописи и на их основе написал талантливый сценарий.

– Заканчивайте «Печки-лавочки», и начнем «Разина» - предложил режиссеру зам. министра.

Василий Шукшин в фильме "Калина красная"
Василий Шукшин в фильме "Калина красная"

Нет, с «Разиным» я погожу. Мне еще над ним работать. Я еще один замысел имею... Только надо мне из того гадюшника на «Мосфильм» перебираться. Иначе, боюсь, подожгу...
– Кого? - спрашивает Павленок.
– Студию имени великого пролетарского писателя товарища Горького. Заела шпана бездарная...

Следующую картину – «Калину красную» – он уже ставил на «Мосфильме», с оператором и единомышленником Анатолием Заболоцким. Но тут выросла фигура министра внутренних дел Щелокова, потребовавшего запретить фильм, который якобы лишает уголовников надежды зажить нормальной жизнью после освобождения. На это Шукшин ответил одной фразой:
– А у меня кино про то, что называется «береги честь смолоду».

Госкино запустил «Разина» в предподготовительный период.Оператор Заболоцкий начал выбирать места съемок, а директор картины Шолохов договаривался о постройке флотилии стругов. Но тут в дело вмешался Сергей Бондарчук – он предложил Шукшину роль Петьки Лопахина в картине «Они сражались за Родину».
Борис Павленок говорит Шукшину:
– Зачем ты согласился сниматься у Сергея, ты сам, милостью Божией, режиссер, и тебя ждет постановка «Разина».

Борис Павленок - второй слева, третий Станислав Любшин
Борис Павленок - второй слева, третий Станислав Любшин

Понимаешь, - отвечал Шукшин, - когда Шолохов писал Петьку Лопахина, он имел в виду меня, я должен это сыграть. А потом поставлю «Разина» и уйду из кино. Правда, есть еще один замысел — про нынешних молодых дармоедов,

— Я хочу умыть «золотую молодежь», которая предает своих отцов. Что такое предательство, испытал на своей шкуре. В лета младые стал я знаменит и был при деньгах. Вокруг меня сплотились любители «халявы». Просыпаюсь я после бурной ночи под столом и вижу перед собой две пары ног. Одна пара говорит другой: «Слышь, разбуди этого х... Ваську, надо похмелиться». И подумал я: как же ты, Василий Макарович, опустился до жизни свинской? Выбрался я из-под стола и раскатил «друзей» на все четыре колеса... И пить бросил. А накипь в душе против племени захребетников осталась навсегда. Ох, и подпущу им яду!

Увы, не случилось. В экспедиции на Волге у него остановилось сердце. Озвучивать Петьку пришлось другому актеру.

Вторая история про неповторимого в своей талантливости и обаянии актера и режиссера Леонида Быкова.
В Киеве велась кампания по его искоренению. Вина Быкова была в том, что он снимал фильмы, нарушая кодекс киностудии имени Довженко: украинское кино должно делаться только украинскими руками. И при этом слава его была превыше славы именитых украинских актеров, а фильмы выбивались из шеренги картин «студии Довженко» — это имя, как ни прискорбно, стало синонимом серости и уныния.

Леонид Быков "В бой идут одни старики"
Леонид Быков "В бой идут одни старики"

А фильм «В бой идут одни старики», поставленный Леонидом Быковым, стал одним из лучших лирических фильмов о войне, наряду с «Судьбой человека» Бондарчука и «Торпедоносцами» Арановича. Быкова затирали не только круги официальные, но и творческая среда — кто же простит феноменальный успех коллеге? Это было странно и непонятно.

Леонид собирался покинуть Киев. «Мосфильм» уже готовил квартиру в Москве, но, увы, смерть подстерегла его за рулем автомобиля — он ехал на интервью с дочерью Бориса Павленка Юлией для «Советского экрана».
Ну что читатель, как Вам откровения Бориса Павленка?

Статьи по теме:

И, подписывайтесь на мой канал. Не стесняйтесь, будет еще интереснее.