✔️ На главную роль в фильме "Печки-Лавочки" был утвержден Леонид Куравлев, но когда дело дошло до съемок, артист оказался в Одессе на "Робинзоне Крузо". Потом разведка донесла, что Куравлев планирует сниматься у Лоиозновой в роли Шелленберга. Какой из Куравлева получится Робинзон - Шукшин представлял уже тогда. Про нациста Шелленберга даже думать не хотел.
Когда же избегающего встреч Куравлева Шукшин все же выловил, то сказал ему: "Таких печальных глаз, Леня, ни у кого ты не видел и не увидишь, наверное. Ты ж мне под самый дых дал!"
✔️На главную роль пробовались: Вадим Спиридонов ( молод оказался), Олег Борисов, Гера Мартынюк. Оба были перегружены в театре. И вот тогда Шукшину пришла мысль самому сыграть ту роль, что в итоге он и сделал.
✔️ На роль жены по фильму, Шукшин планировал.... Нонну Мордюкову. "Мой скелет с ее телом убедительная ячейка семейная?!" - так и говорил Макарыч
✔️Перед съёмками своего шедевра, Шукшин просмотрел "Асю Клячкну..." Кончаловского. Его, главным образом, интересовали места сцепления документального и игрового кино, как это сделал Андрон.
✔️В родном селе Шукшин снимать не хотел по причине черной зависти. И действительно, оператор случайно услышал разговор: "Разве у помещика могло быть столько техники и людей в услужении, а Шукшин держит. Говорят, колхозу отвалил 450 тысяч на детсад". Под эти домыслы немало земляков "стреляли" у него 3 рубля на сами знаете что.
✔️В фильм не вошла сцена с новым памятником Льву Толстому на Девичьем поле скульптора Портянко. Шукшин снял эпизод, где Иван с женой проходит мимо старого памятника работы Меркулова 1913 года и видит, что делают второй такой же того же писателя. Иван спрашивает жену, чтобы это значило?
Затем заходит за изгородь спросить и видит две головы Льва Толстого. Зачарованно он спрашивает у камнетеса: "Почему голова- то отдельно?" Его посылают куда подальше, а Нюра тащит его из ограды .. Жаль, что кадры смыли - был бы отличный слепок времени лета 1971 года!
✔️ Родня фильм не приняла. Дядя Шукшина, председатель колхоза на Алтае, будучи проездом в Москве из Польши, обиделся: "Нет у нас таких механизаторов как твой Иван Расторгуев. Жизнь ушла вперед!". Правда дядя обижался и на Польшу. Перед поездкой его все наставляли правильно ложку с вилкой держать, а поляки ни разу супом не накормили. Жижицу какую-то плескали в плошку.
✔️ Первый Секретарь Алтайского крайкома Георгиев просил фильм вообще на Алтае не демонстрировать. Рассерженный Персек звонил в Госкино СССР.
✔️ Госприемка на киностудии и лютовала. Приказано было вырезать.... две трети фильма. В результате напрочь убрали балалаечка Федю, погибшего спустя год, сменили титры, убрали финал и все что связано со спиртным.
✔️Снимать стресс Шукшин уехал в деревню к писателю Василию Белову. Снимал известным способом. Но под "это дело" больше недели топили баню каждый день, варили щи, обсуждали Солженицына , Твардовского, Абрамова, какого-то фольклориста Бориса Шергина. Была зима. Когда темнело выходили на улицу подышать, а темень вокруг - хоть глаз коли. Во всей деревне только два окна светятся, да и в коровнике полная иллюминация - как небоскребы в современной Москве. Вот Шукшин и задал вопрос соседу - местному "деду Щукарю" - с чего бы это? А тот ему и Васе Белову: "Да. Бабе и корове жить можно, а мужику и коню погибель".
Из этого Шукшин сделал вывод, что слаба власть. Белов предлагал в той деревне дом купить. Цены в 1971 были от 300 до 500 рублей.
- тогда давай всю деревню купим, - смеялся Шукшин. Несомненно, советская власть хорошо оплачивала труд творческой интеллигенции, даже с учетом творческих придирок.
✔️А в 1972 вышла книга Шукшина "Характеры", где на титуле он написал своему оператору Заболоцкому: "Толя, есть возможность лязгнуть". В 1973 начиналась время работы над "Калиной красной".
✔️У оператора Заболоцкого обида на С. А. Герасимова. Высоко оценив фильм, он не защитил авторский вариант картины на худсовете. А мог бы. "В итоге ВГИК носит имя Герасимова, а Шукшин в позе бомжа сидит на крыльце альма-матер". Так и написал Заболоцкий в своих мемуарах.
Статьи по теме: