В первой половине 90-х в американский кинематограф пришла плеяда молодых режиссеров, фильмы которых плохо вписывались в существующие жанровые конвенции 80-х. Их работы мало походили на фильмы "Нового Голливуда" (Коппола, Спилберг, Богданович, Олтмен), а также на фильмы настоящих американских независимых (Джон Джост, Роберт Крамер, Марк Раппапорт). Если Коппола и компания переосмысливали язык массового кино, изобретая новые формы и модифицируя старые жанры, а независимые стремились снимать настоящее "жизненное" кино, противопоставляя его Голливуду, то поколению 90-х на эти дела было плевать. Они не пытались совершить революцию форм и заново изобрести велосипед, как и не ставили перед своими фильмами амбициозных социальнополитических задач. Работали на стыке классического Голливуда, американского независимого кино и актуального европейского арт-хауса. По сути, режиссеры поколения снимали вполне традиционные драмы и комедии, часто с хорошими бюджетами, но делали свои фильмы гораздо умнее, чем было принято в Голливуде.
Назвать это поколение в полном смысле независимым нельзя, так как часть режиссеров действительно работали вне студийной системы (Хэл Хартли, Тодд Солондз), в то время как другие (Пол Томас Андерсон, Уэс Андерсон) оперировали приличными студийными бюджетами. Объединяет их только то, что снимали они более интеллектуальное кино, чем было принято. Их фильмы заняли пустовавшую в начале 90-х нишу: традиционный голливудский сторителлинг, но для тех зрителей, кому голливудские драмы и комедии кажутся слишком тупыми.
Данное явление в американском кино называли по-разному, но самый удачный и более менее прижившийся термин предложила Клэр Перкинс, выпустившая в 2012-м сборник эссе по теме, озаглавленный American Smart Cinema, то есть "Американское умное кино". Термин удачен в двух смыслах: во-первых, он недвусмысленно намекает, что большую часть американского кино "умным" не назовешь. Во-вторых, интеллектуализм, пожалуй, единственное, что может объединить ранние фильмы Пола Томаса Андерсона и Уит Стиллмана. Во всем остальном режиссеры были слишком разными.
5 "самых умных" американских режиссеров 90-х
Хэл Хартли - самый независимый из "умных". Снимал тонкие и иногда едкие комедии с 1989-го года. К просмотру рекомендуются фильмы "Доверься", "Невероятная правда", "Простые люди", "Дилентанты" и "Генри Фул". С началом новего века заметно подрастерял кураж.
Уит Стиллман - снял всего 5 фильмов за более чем 20 лет в профессии. Но и заметных провалов в его карьере не было. В фильмах Стиллмана менялись время и место действия, но в центре внимания режиссера всегда оставались нюансы человеческих отношений, личных и социальных.
Тодд Солондз - самый скандальный режиссер поколения. "Злой брат-близнец Вуди Аллена", чьи черные комедии изобилуют скелетами в шкафу и разнообразными перверсиями.
Ноа Баумбак - дебютировал в кино в 1995-м году грустной комедией о студенчестве "Забыть и вспомнить", но не добился в 90-х особого успеха. Зато раскрылся уже в 2010-х, сняв "Милую Фрэнсис", "Госпожу Америку" и "Брачную историю".
Уэс Андерсон - человек, начинавший карьеру в середине 90-х, как еще один постановщик тонких молодежных комедий ("Бутылочная ракета", "Академия Рашмор"), к 2020-му превратился в вещь-в-себе. Сейчас фильмы Андерсона занимают примерно то же место, что работы Феллини в 60-е и 70-е или Дэвида Линча в 80-е и 90-е: визуально насыщенные, не похожие ни на что из существующего и любимые далеко за пределами фестивальных кругов или узкой фанбазы. Арт-мейнстрим в чистом виде.
Разумеется этой пятеркой список американских режиссеров "умного кино" 90-х не ограничавается. В него включают Александра Пайна, Дэвида О. Рассела, Ричарда Линклейтера, Спайка Джонса и главного американского режиссера, работающего прямо сейчас, - Пола Томаса Андерсона. Но все они затем далеко ушли от того, с чего начинали.