Артём Ачкасов
Возможно, мой рассказ про Тикси надо было начинать не с "Тикси-раз", а именно с Тикси-3. Расположенный рядом со стратегическим аэродромом, этот мини-городок по сути являлся военным объектом — опорным пунктом ОГА — Оперативной Группы в Арктике.
У росших тут со своими родителями детишек было на кого равняться, и о чем мечтать — стратегические бомбардировщики, ледоколы, гусеничные вездеходы, гигантские антенные поля были их повседневной реальностью.
Все без исключения служившие и выросшие в Тикси мужчины рассказывают про те времена как самое счастливое время их жизни. Хотя, наверное, многие из нас так могут сказать про свое детство…
Расположенную рядом "размороженную" часть ОСНАЗ ГРУ я вам уже показывал в прошлом посте, теперь пришло время окунуться в слегка пахнущий землей и чем-то горелым влажный туман, окутывающий улицы полузаброшенного поселка.
Когда то тут повсюду слышались голоса, сейчас — лишь грохот дорогущей строительной техники с московскими номерами, возводящей новые военные объекты. Я уже писал о том, что в Тикси возвращается жизнь; но, думаю, что до того, чтобы снести руины брошенных и разграбленных жилых домов руки если и дойдут, но не скоро. Живые, а точнее, мертвые призраки прошлого торчат тут из Земли, как обнаженные беспощадными северными ветрами кости мамонта.
Советской уличной пропаганды тут, как ни странно, сильно меньше, чем в “гражданском” Тикси-1. Наверное, так и должно быть — думаю почти каждый, кто жил тут, хорошо понимал, ради кого и ради чего он это делает.
Если отойти от руинированных построек жилых домов и гаражей воинских частей, и не смотреть в сторону работающих башенных кранов и новеньких зданий, то видишь, как все в Тикси-3 пронизано духом авиации.
Винт на постаменте — памятник погибшему экипажу АН-12 вч 45046, разбившегося при посадке на аэродроме Андермы в сложных метеоусловиях. Комок подкатывает к горлу…
“Авиационная база Тикси — самый северный аэродром дальней авиации страны”, сообщает полустертый дождями, пургой и ветром плакат на стене невысокой постройки с облупившимися синими стенами.
С другой стены — высокой, но еще более избитой непогодой, уныло смотрит герб дальней авиации России. Сверху — Ту-160, под ним Ту-95, а где-то внизу — земля, которую они никак не смогли бы защитить от самой себя.
Из возвышающегося над бухтой городка хорошо видно бесконечно длинную ВПП, а также обломки самолета рядом с ней.
Этот АН-12 с бортовым номером 9346609 в начале девяностых годов выкатился за пределы полосы, и потерпел крушение.
Самолет был загружен топливом, и пилоты что-то не рассчитали. После приземления самолет охватил пожар, но экипаж успел покинуть борт.
Двигатели АШ-82 разбросаны по полю, кабины стрелка и пилотов оторваны от фюзеляжа.
Вдалеке лежат останки ЛИ-2, унесенного пургой в тундру. На самом аэродроме стоит несколько списанных самолетов и вертолетов разных типов.
Чувство вины и гнева — то, что охватывает каждого человека в таком месте, как Тикси-3. Не хочется много философствовать на эту тему, ведь человеческий разум склонен идеализировать прошлое, особенно, если он в нем толком не жил; Тут очень наглядно, без всяких учебников, видно, что такое развал девяностых, от которого страна до сих пор не оправилась.
Добавляют мрачных ощущений расположенные тут и там заброшенные военные объекты и разбитая техника. Совсем рядом, в получасе езды на холме стоит заброшенная ВЧ связи.
Над ней идет дым, кто-то дожигает изоляцию на последних выкопанных кабелях.
Завидев нашу "буханку", охотники за хабаром деликатно скрываются внутри одной из построек.
Мы же осматриваем другие.
От пультов почти ничего не осталось, кроме малопонятных гражданскому человеку инструкций.
На раме выбитого окна — полусгнивший самоучитель по восточным боевым единоборствам…
За другим холмом — кучи металлолома.
Наш проводник не скрывает удивления — когда был тут ребенком, полтора десятка лет назад, тут стояли практически целые, комплектные бульдозеры, экскаваторы, грузовики.
Сейчас же от них остались лишь ненужные ржавые куски — удивительно, но несмотря на дороговизну вывоза чермета, кто-то все же нашел ему применение.
Впрочем, в Тикси ничего не пропадает — все как и должно быть в живой природе, которая всегда забирает свое. Мертвое, отжившее, питает корни нового…
Ну а мы с вами бросаем последний взгляд на заброшенные воинские части Тикси-3 и летим дальше на вертолете Ми-8 по маршруту “Аэропорт “Тикси”- Геоточка 2”, к месту встречи с нашей командой на шести вездеходах “Шерп”. Три часа лета над разноцветной, незнакомой, удивительной тундрой.
На этом вертолете клиенты проекта 72North покидают маршрут после 12 дней пути по неизведанным просторам Якутии; мне же предстоит в качестве “водителя-перегонщика” проделать обратный путь за рычагами одного из “Шерпов”.
Продолжение следует!
Текст и фото: Артем Ачкасов. Все снимки (кроме тех, что с коптера) сделаны на Olympus OM-D E-M1 Mark II.