Найти тему
Tatyana Kitsya

Советское ретро: кто одевается как артист в сериале Место встречи и других фильмах

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" - вор Ручников - как образчик «гангстерского» стиля.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" - вор Ручников - как образчик «гангстерского» стиля.

Фраза "одет как артист" часто звучит в советских фильмах о послевоенном времени применительно к представителям «гангстерского стиля» - криминальным элементам или просто неблагонадежным гражданами, да и сами фильмы заслужили титул «советского нуара». Насколько точно удалось художникам по костюмам ухватить дух времени и стилистику нуара? Давайте полюбуемся этой стилистикой и вспомним ее истоки.

Примерно так выглядели солидные и добротные вещи на картинках из трофейных журналов, в большинстве эти журналы были довоенными. В детстве застала парочку таких - хранились у бабушки среди журнальных подшивок.
Примерно так выглядели солидные и добротные вещи на картинках из трофейных журналов, в большинстве эти журналы были довоенными. В детстве застала парочку таких - хранились у бабушки среди журнальных подшивок.

В реальности на мужской стиль той эпохи повлияли и довоенные традиции, и трофейные журналы, и фильмы, тоже трофейные. Мода эта Но в значительной степно - сами советские артисты, открытки с изображениями которых широко продавались, а концерты с их участием пользовались огромным успехом.

Что же входило в джентельменский набор одетого как артист гражданина?

Непременное шелковое кашне - атрибут городского шика еще с довоенных тридцатых - такой есть у Ручникова. "Шикарные шкары" - труднодоступная, и потому дорогая кожаная обувь.

Английский костюм - как правило, шитый на заказ. Рубашки тоже часто шили на заказ, хотя пристегивающиеся воротнички, модные до войны, уже уходят в прошлое.

Именно такого типа костюм "дядя Ешту" , тоже вор-в-законе, одалживает Давиду Гоцману на свидание в сериале "Ликвидация" - прямиком из гардероба артиста Утесова! Еще одного законодателя до и послевоенного стиля. да и Шарапов пришел в ресторан в костюме весьма похожего покроя - видимо трофейный, но уже с более модными, широченными брюками.
Именно такого типа костюм "дядя Ешту" , тоже вор-в-законе, одалживает Давиду Гоцману на свидание в сериале "Ликвидация" - прямиком из гардероба артиста Утесова! Еще одного законодателя до и послевоенного стиля. да и Шарапов пришел в ресторан в костюме весьма похожего покроя - видимо трофейный, но уже с более модными, широченными брюками.

Следующая герой артистического гардероба неприменный в наших широтах - пальто. Тоже шитое на заказ с меховым воротником, из тяжелой добротной материи, например габардина, еще и с ватной подбивкой. Этот громоздкий гибрид рыцарского доспеха и уютного гробика достался, например, Карпу-Горбатому.

Актер Владимир Белокуров (Чкалов) в комедийном фильме-концерте конца шестидесятых "Похищение" играет почтенного и знаменитого ... артиста - в добротной, хотя и устаревшей одежде 40-50-х - громоздкое пальто с подкладными деталями из ватина, с меховым воротником и шляпе- Стетсоне.
Актер Владимир Белокуров (Чкалов) в комедийном фильме-концерте конца шестидесятых "Похищение" играет почтенного и знаменитого ... артиста - в добротной, хотя и устаревшей одежде 40-50-х - громоздкое пальто с подкладными деталями из ватина, с меховым воротником и шляпе- Стетсоне.

Неудивительно, что в нуарах - динамичных криминальных драмах и детективах -художники по костюмам делали выбор в пользу кожаного пальто или кожаной летной куртки - предметов гардероба, сохранивших престиж даже в 70-х-80-х, к тому же более удобных в трюковых сценах .

Юный и свежий братец габардинового пальто - демисезонный пыльник - он же макинтош. Достойный маркер большого нуара - такой чуть выцветший пальник носит и Шарапов, и безвинно пострадавший Груздев. Распахнутые, с эффектно летящими полами либо небрежно перехваченные отстроченным тканевым поясом пыльники - надежно прописались в жанре нуар и стали одним из его важнейших визуальных маркеров .

Но самый узнаваемый предмет "артистического" гардероба - шляпа Стетсон (американская шляпа, как ее иногда называли). Шляпа с широкой тульей не просто маркер - она настоящая героиня нуара! Стетсон мало иметь - его надо уметь эффектно носить. За этой наукой тоже отправимся к звездам эстрады прошлого.

Леонид Утесов знал как правильно носить "Стетсон"
Леонид Утесов знал как правильно носить "Стетсон"

Огорчительно, что в 70-80-х прошлого века шляпы очень изменились, в моду вошли узкие поля, надвинуть шляпу достаточно глубоко из-за другого формата тульи стало сложно. Из-за этого шляпы семидесятых в антураже 40-х выглядят залихватски сдвинутыми куда-то на затылок.

Современные нуары вернули зрителям канонический Стетсон. Его даже вынесли на постер нового проекта НВО Перри Мейсон, хотя дело вовсе не в шляпе - детективная интрига вертится вокруг происшествия, очень напоминающего исчезновение ребёнка Линдбергов - одного из самых резонансных нераскрытых дел в истории криминалистики
Современные нуары вернули зрителям канонический Стетсон. Его даже вынесли на постер нового проекта НВО Перри Мейсон, хотя дело вовсе не в шляпе - детективная интрига вертится вокруг происшествия, очень напоминающего исчезновение ребёнка Линдбергов - одного из самых резонансных нераскрытых дел в истории криминалистики
Альтернативно-исторический сериал ВВС "Британия под пятой" (Павшая Британия, Британские -СС) 2018 г.. точен и реалистичен в деталях - без шляпы Стетсон не обошлось.
Альтернативно-исторический сериал ВВС "Британия под пятой" (Павшая Британия, Британские -СС) 2018 г.. точен и реалистичен в деталях - без шляпы Стетсон не обошлось.

Но даже несмотря на такую досадную мелочь с посадкой шляпы работа художника по костюмам Натальи Акимовой и художника постановщика Валентина Гидулянова в многосерийном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" выглядит наиболее бережной и тщательной.

В сериале "Ликвидация" художник по костюмам Алексей Камышов обошлись без шляп – во многих эпизодах их заменили другие аутентичные головане уборы послевоенного времени - кепка и тюбетейка отличная пролетарская альтернатива буржуйскому Стетсону.
В сериале "Ликвидация" художник по костюмам Алексей Камышов обошлись без шляп – во многих эпизодах их заменили другие аутентичные головане уборы послевоенного времени - кепка и тюбетейка отличная пролетарская альтернатива буржуйскому Стетсону.

А какой советский ретро-нуар о послевоенном времени Вам кажется самым лучшим и атмосферными и почему дорогие читатели?

PS Люблю «Место встречи», и часто пишу о нем в разных аспектах, например в моем ФБ блоге по тэгу #изменить_место_встречи или здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5b7b03dc33ef9b00a8cc7bb4/nezaslujenno-zabytoe-bliudo-iz-seriala-mesto-vstrechi-izmenit-nelzia-5ef1e296aebe924fb5e21858

Присоединяйтесь к моему каналу! Буду рада!