Найти тему
Всем балет!

Почему балет называют синтетическим искусством?

Оглавление

Существует очень распространенное понятие о балете: "Балет – синтетическое искусство, в котором танец - главное выразительное средство балета - тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д" Слово "синтетический" прочно осело в официальных определениях балета, и едва ли уже кто-то задумывается о том, что означает это словосочетание. Тем более, оно имеет какой-то отталкивающий канцелярский оттенок...

Синтез искусств

В актерской среде существует понятие "синтетический актер" - тот, который и хорошо поет, и танцует, словом, умеет многое, он универсален, справляется с любыми творческими задачами роли и спектакля.

Артисты балета тоже считаются актёрами. Да, петь им не нужно, но при этом необходимо существовать в разных видах искусства, даже противоположных, очень профессионально. Именно поэтому в профессиональных балетных школах обязательны к изучению фортепиано (чтобы слышать и понимать музыку); актёрское мастерство (чтобы научиться вживаться в любую роль). И, конечно же, основа основ - классическая хореография, чтобы соответствовать заданным канонам, при этом успешно совмещать все эти виды искусств во время спектакля на сцене.

Синтез - это соединение разных видов чего-либо в качественно новое целое. Отсюда делаем вывод, что "синтетическое искусство" - искусство, которое включает в себя несколько различных его видов и направлений для создания совершенно нового. Но как это применимо к балету?

В балете активно взаимодействуют музыка, хореография и актерское мастерство
В балете активно взаимодействуют музыка, хореография и актерское мастерство

Гармония противоположностей

Балет сочетает в себе несколько видов художественного творчества: музыку, хореографию, драматургию и изобразительное искусство. Именно поэтому балет и называется синтетическим искусством - присутствует синтез.

Центром данного объединения становится хореография, вокруг которой существуют различные виды искусства в соподчинении. Хореографический образ - это воплощение жизненного содержания в танце. Движением выражается настроение, чувства, состояния в особой системе координат танцевального направления. В жизненной реальности человеку свойственно выражение себя через движение. В жестикуляции и манере двигаться видны характер и своеобразие личности человека. В балете это все выражается в лексике танца, у каждого героя свои особенности хореографического текста.

-2

Музыка и зрелище

На помощь движению и пластике приходит музыка, поскольку без нее танцевальное искусство невозможно. Следовательно, балет изначально синтетичен, потому что его не существует без музыкального искусства. Если это танец африканских и восточных народов, он сопровождается ударами в тамбурины и барабаны, но ударные - это тоже музыкальные инструменты. Танец сам по себе почти не может существовать без какого-либо звукоритмического сопровождения.

Неотделимый от музыки танец так или иначе все равно является зрелищем, которому необходимо изобразительное направление. Оно выражается в костюмах, которые воссоздают эпоху и социальное положение героя спектакля. Разнообразие костюмов дает понимание расстановки "сил" в спектакле: например, скромно одетые Жизель и Берта против роскошного платья и головного убора Батильды.

Сценарий

Балет включает в себя драматургию: взаимоотношения героев, канву развития сюжета. В идеале либретто должно быть написано строго отдельно к балетному спектаклю, где будут учтены все особенности: мизансцены, переходы, развитие музыки. Это необходимо, поскольку балетный спектакль лишен диалога и словесного оформления.

В основе почти всех балетов лежат пьесы, романы и другие литературные произведения, которые нужно адаптировать к прочтению на балетной сцене. Нередко сценарий переделывается в процессе создания балета - это неизбежно из-за специфики данного вида искусства, которое не может использовать слово. Считается, что сценарий может быть написан балетным драматургом, но на деле автором может стать и композитор, и художник, и хореограф - человек, принимающий непосредственное участие в создании спектакля.

Так, композитор С. Прокофьев участвовал в написании сценария к балету "Ромео и Джульетта", художник М. Курилко - автор сценария балета "Красный мак". А вот сценарии к балетам "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак" написаны лично Юрием Григоровичем.

Вот в таком сложном переплетении разных видов искусств существует балет. Это и музыка, и театр, и движение, и оформление, одним словом, синтез! Отсюда и устоявшее определение балета как синтетического искусства.

🎭 Как девочки попадали в Театральное училище сто лет назад
🎭
Проклятье Анны Павловой