Безусловно, жанр это определенная форма произведения. В искусстве форма играет очень важную роль, и я считаю, что в литературе ею пренебрегать нельзя. Форма это не шаблон, а единство, упорядоченность и законченность. Уникальные и оригинальные для каждого автора и каждого произведения.
Что касается того, как жанр воплощается — зависит от приемов и художественных решений, также укладывающихся в форму. И тут, если очень упрощать, напрашивается такая аналогия...
Знаете, как сейчас есть возможность применять фильтры на фото в приложениях: можно поставить эффект на 100%, а можно применить лишь на треть. Так же у меня дело обстоит с фантастическими сценами в главах книг. Фантастическими в широком смысле т.к. фэнтези и мистика тоже относятся к фантастике.
Прежде, чем выписывать ту или иную сцену, я уже заранее знаю, что она в себе несет. Какие эмоции и темы затрагивает. И в зависимости от этого решаю, будет ли она фантастичной, и если да, то насколько это будет проявляться.
Где-то в подсознательной палитре лежат у меня все эти заготовки спец-эффектов, придуманные для этого произведения в рамках лора, и ждут своего часа. Причем элементы невозможного мне нравится объяснять, придавать им логику, научную обоснованность (порой описательную) и рационализм.
А если доходит до откровенной метафизики и мистики, то лучше тонко и только в тех случаях, когда контекст располагает к философским намекам о таинстве бытия и мироздания.
Но есть и другая задача у элементов фантастического, ведь оно не должно служить просто в целях декораторства.