Собор Святой Софии только что открылся для приема верующих мусульман-суннитов - впервые с 1931 года. Решение превратить здание в Стамбуле, Турция, из музея обратно в мечеть, вызвало много споров. Многие жители Турции одобряют трансформацию, в то время как в основном светские жители Турции и большая часть международного сообщества считают это невероятным.
Стратегически расположенный на протяжении более двух тысячелетий на Босфоре между Европой и Азией, между Черным морем и Средиземным морем, Константинополь был местом крупных религиозных, политических и художественных событий в мировой истории.
Собор Святой Софии, первоначально византийская церковь, построенная в шестом веке, а в течение короткого периода в 13 веке католическая церковь, в 1453 году была преобразована в мечеть. Она стала символом османского завоевания Стамбула Мехмедом II, также известного как Завоеватель.
Своим великолепием здание обязано османскому архитектору армянского происхождения Мимару Синану. Между 1566 и 1574 годами Мимар Синан значительно укрепил византийскую структуру, добавив еще два минарета, закрепив ее статус памятника, объединяющего символы христианства и суннитского ислама. Это сделало здание уникальным в мире.
Завершение предыдущего периода, когда Собор Святой Софии был мечетью, пришелся на 1928 год, когда поправка к турецкой конституции определила отношения между государством и религией. За этим последовали реформы первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которые заложили политическую основу современного, демократического и светского государства. В результате собор Святой Софии был закрыт для богослужений в 1931 году. После обширной реконструкции в 1934 году он был преобразован в музей - акт, который символизировал секуляризм Турции.
«Турция приняла решение о смене статуса Святой Софии с музея на мечеть на основании желания и воли народа. Мнение других стран не может повлиять на наше решение», — заявил Эрдоган.
Однако религиозные настроения как христианских православных, так и суннитского ислама стали более заметными в начале 21 века, когда оба требовали вернуть здание их религиозному обряду. В 2006 году небольшое помещение в комплексе использовалась для молитв христианских и мусульманских служителей. В 2007 году греко-американский политик Христос Спиро начал международную кампанию по восстановлению Святой Софии как христианской церкви. Политические кампании, как внутренние, так и внешние по отношению к Турции, были сосредоточены на том, кто по праву владеет собором Святой Софии.
Кому принадлежит храм?
Превращение Айя-Софии обратно в мечеть имеет очень сложные последствия как внутри Турции, так и на международном уровне. Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО , внесенным в список исторических районов Стамбула в 1985 году.
Статус объекта всемирного наследия признан престижным и ценным в культурном отношении для территории, на которой он расположен. Однако важный вопрос: кому принадлежит такое сокровище? Стране, в которой он расположен, или его красота, ценность и значение выходят за рамки национальной собственности?
Многие объекты всемирного наследия используются в национальной политике, национальном брендинге и продвижении. В этой рекламной деятельности существует исключительный аспект.
Тадж-Махал, например, часто связан с разделением населения Индии по поводу собственности. Это могольско-исламский памятник или индуистский памятник? Можно утверждать, что в сущности Тадж-Махал отменяет эти религиозные и национальные крайности. Это объект всемирного наследия, имеющий мировую ценность и статус.
Тадж-Махал - еще один объект наследия, находящийся в центре разговоров о религиозной собственности. Юрий Тараник / Shutterstocl
В аналогичном ключе собор Святой Софии используется турецким правительством в контексте десекуляризации страны. Возобновляя свою роль мечети, она стала символом современной турецкой нации, где турецкие флаги и символы суннитского ислама демонстрируются рука об руку. Это сближает религию и государство.
Разделы
Турция - государство, в котором доминирует суннитский ислам, в то время как другие конфессии, такие как алевизм ( от 15% до 25% населения), «оттеснены» этим поворотом к десекуляризации. С преобразованием Собора Святой Софии в мечеть, светские граждане Турции отнесены к «другим». Таким образом, обращение в христианство является очень сложной задачей в многоконфессиональном и многоидеологическом обществе.
Сосредоточившись на национальном аспекте, светские жители Стамбула и Турции опасаются, что Собор Святой Софии никогда больше не станет музеем. Учитывая, что, похоже, в политике страны наблюдается явный толчок к религии, это станет труднодостижимым.
И в заключение напомню, что Россия, одержав сокрушительную победу над Османской империей 140 лет назад, в очередной раз упустила шанс занять Царьград и сделать Святую Софию центральным православным храмом, чем она и является. Тем, кому интересна эта тема, рекомендую заглянуть сюда.
*****
Интересуетесь историей религий? Читайте ещё:
Тайна Османской империи – кто такой Осман?
Как в Вестминстерском аббатстве появилась статуя русской принцессы
Религия управляет эмоциями-хорошо ли это?
В России появился гигантский чёрный собор из переплавленного оружия
Кто "удочерил" алхимию: химики, католики или масоны
Средневековые комиксы про детство Иисуса
Где был Вавилон и существует ли он до сих пор?
Капитал дерева бодхи: чем марсксизм отличается от буддизма
Действительно ли религиозные люди глупее, чем атеисты?
----------------------------------------------------------------------------
лучшие ТЕМЫ канала тут!
---------------------------------------------------------------
Ну вот ты и добрался до конца, одухотворённый читатель! Или я ошибаюсь? )))
ПОДПИШИСЬ, пожалуйста, на этот канал ИНТЕЛЛЕКТОR и оценивай новые статьи. Спасибо!
Благодарю тех, кто ставит лайки.
Не понравилось, тоже пишите комменты - ругательные. Я читаю и отвечаю.