Найти в Дзене
ИнтеллектоR

Собор Святой Софии: превращение этого турецкого сокровища в мечеть противоречит его статусу ЮНЕСКО

Оглавление

Собор Святой Софии только что открылся для приема верующих мусульман-суннитов - впервые с 1931 года. Решение превратить здание в Стамбуле, Турция, из музея обратно в мечеть, вызвало много споров. Многие жители Турции одобряют трансформацию, в то время как в основном светские жители Турции и большая часть международного сообщества считают это невероятным.

Софийский собор возведён по приказу императора Юстиниана в VI веке нашей эры. Более тысячи лет он был самым большим храмом в христианском мире.
Софийский собор возведён по приказу императора Юстиниана в VI веке нашей эры. Более тысячи лет он был самым большим храмом в христианском мире.

Стратегически расположенный на протяжении более двух тысячелетий на Босфоре между Европой и Азией, между Черным морем и Средиземным морем, Константинополь был местом крупных религиозных, политических и художественных событий в мировой истории.

Собор Святой Софии, первоначально византийская церковь, построенная в шестом веке, а в течение короткого периода в 13 веке католическая церковь, в 1453 году была преобразована в мечеть. Она стала символом османского завоевания Стамбула Мехмедом II, также известного как Завоеватель.

Своим великолепием здание обязано османскому архитектору армянского происхождения Мимару Синану. Между 1566 и 1574 годами Мимар Синан значительно укрепил византийскую структуру, добавив еще два минарета, закрепив ее статус памятника, объединяющего символы христианства и суннитского ислама. Это сделало здание уникальным в мире.

Интерьер собора Святой Софии, когда он был музеем.
Интерьер собора Святой Софии, когда он был музеем.

Завершение предыдущего периода, когда Собор Святой Софии был мечетью, пришелся на 1928 год, когда поправка к турецкой конституции определила отношения между государством и религией. За этим последовали реформы первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которые заложили политическую основу современного, демократического и светского государства. В результате собор Святой Софии был закрыт для богослужений в 1931 году. После обширной реконструкции в 1934 году он был преобразован в музей - акт, который символизировал секуляризм Турции.

«Турция приняла решение о смене статуса Святой Софии с музея на мечеть на основании желания и воли народа. Мнение других стран не может повлиять на наше решение», — заявил Эрдоган.

Однако религиозные настроения как христианских православных, так и суннитского ислама стали более заметными в начале 21 века, когда оба требовали вернуть здание их религиозному обряду. В 2006 году небольшое помещение в комплексе использовалась для молитв христианских и мусульманских служителей. В 2007 году греко-американский политик Христос Спиро начал международную кампанию по восстановлению Святой Софии как христианской церкви. Политические кампании, как внутренние, так и внешние по отношению к Турции, были сосредоточены на том, кто по праву владеет собором Святой Софии.

10 июля 2020 года административный суд Турции, Государственный совет, постановил отменить указ 1934 года. Позже в тот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал президентский указ о превращении Собора Святой Софии в мечеть и открытии его как места молитвы и поклонения.
10 июля 2020 года административный суд Турции, Государственный совет, постановил отменить указ 1934 года. Позже в тот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал президентский указ о превращении Собора Святой Софии в мечеть и открытии его как места молитвы и поклонения.

Кому принадлежит храм?

Превращение Айя-Софии обратно в мечеть имеет очень сложные последствия как внутри Турции, так и на международном уровне. Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО , внесенным в список исторических районов Стамбула в 1985 году.

Статус объекта всемирного наследия признан престижным и ценным в культурном отношении для территории, на которой он расположен. Однако важный вопрос: кому принадлежит такое сокровище? Стране, в которой он расположен, или его красота, ценность и значение выходят за рамки национальной собственности?

Если его назвать объектом всемирного наследия, он, возможно, принадлежит всему миру. Это очень спорный вопрос и может показаться странным, но для тех, кто в это верит, на первый план выходит вопрос, имеет ли турецкое правительство право преобразовывать собор Святой Софии и вмешиваться в контекст его нематериального наследия, такого как музей.
Если его назвать объектом всемирного наследия, он, возможно, принадлежит всему миру. Это очень спорный вопрос и может показаться странным, но для тех, кто в это верит, на первый план выходит вопрос, имеет ли турецкое правительство право преобразовывать собор Святой Софии и вмешиваться в контекст его нематериального наследия, такого как музей.

Многие объекты всемирного наследия используются в национальной политике, национальном брендинге и продвижении. В этой рекламной деятельности существует исключительный аспект.

Тадж-Махал, например, часто связан с разделением населения Индии по поводу собственности. Это могольско-исламский памятник или индуистский памятник? Можно утверждать, что в сущности Тадж-Махал отменяет эти религиозные и национальные крайности. Это объект всемирного наследия, имеющий мировую ценность и статус.

Тадж-Махал в Индии на рассвете.
Тадж-Махал в Индии на рассвете.

Тадж-Махал - еще один объект наследия, находящийся в центре разговоров о религиозной собственности. Юрий Тараник / Shutterstocl

В аналогичном ключе собор Святой Софии используется турецким правительством в контексте десекуляризации страны. Возобновляя свою роль мечети, она стала символом современной турецкой нации, где турецкие флаги и символы суннитского ислама демонстрируются рука об руку. Это сближает религию и государство.

Разделы

Турция - государство, в котором доминирует суннитский ислам, в то время как другие конфессии, такие как алевизм ( от 15% до 25% населения), «оттеснены» этим поворотом к десекуляризации. С преобразованием Собора Святой Софии в мечеть, светские граждане Турции отнесены к «другим». Таким образом, обращение в христианство является очень сложной задачей в многоконфессиональном и многоидеологическом обществе.

Это также возвращает проблему восток-запад, где христианский и светский мир обеспокоен этим решением, а религиозный мусульманский мир его полностью принимает. В общем, это решение привело к необоснованному разделению.
Это также возвращает проблему восток-запад, где христианский и светский мир обеспокоен этим решением, а религиозный мусульманский мир его полностью принимает. В общем, это решение привело к необоснованному разделению.

Сосредоточившись на национальном аспекте, светские жители Стамбула и Турции опасаются, что Собор Святой Софии никогда больше не станет музеем. Учитывая, что, похоже, в политике страны наблюдается явный толчок к религии, это станет труднодостижимым.

Даже если противоборствующие политические силы победят в будущем, они, возможно, никогда не осмелятся превратить его обратно в музей, потому что религиозная стабильность в Турции очень хрупка и крайне уязвима.
Даже если противоборствующие политические силы победят в будущем, они, возможно, никогда не осмелятся превратить его обратно в музей, потому что религиозная стабильность в Турции очень хрупка и крайне уязвима.

И в заключение напомню, что Россия, одержав сокрушительную победу над Османской империей 140 лет назад, в очередной раз упустила шанс занять Царьград и сделать Святую Софию центральным православным храмом, чем она и является. Тем, кому интересна эта тема, рекомендую заглянуть сюда.

Русско-турецкие войны- материалы ЕГЭ по истории
Русско-турецкие войны- материалы ЕГЭ по истории

*****

Интересуетесь историей религий? Читайте ещё:
Тайна Османской империи – кто такой Осман?
Как в Вестминстерском аббатстве появилась статуя русской принцессы
Религия управляет эмоциями-хорошо ли это?
В России появился гигантский чёрный собор из переплавленного оружия
Кто "удочерил" алхимию: химики, католики или масоны
Средневековые комиксы про детство Иисуса
Где был Вавилон и существует ли он до сих пор?
Капитал дерева бодхи: чем марсксизм отличается от буддизма
Действительно ли религиозные люди глупее, чем атеисты?
----------------------------------------------------------------------------
лучшие ТЕМЫ канала тут!
---------------------------------------------------------------
Ну вот ты и добрался до конца, одухотворённый читатель! Или я ошибаюсь? )))
ПОДПИШИСЬ, пожалуйста, на этот канал ИНТЕЛЛЕКТОR и оценивай новые статьи. Спасибо!
Благодарю тех, кто ставит лайки.
Не понравилось, тоже пишите комменты - ругательные. Я читаю и отвечаю.