Найти тему
Ритм Евразии

Закон «Об аудиовизуальных медиа» и его восприятие в России и Армении

Закон «Об аудиовизуальных медиа», который на внеочередном заседании 16 июля приняло Национальное собрание Армении и 5 августа подписал президент Армении Армен Саркисян, в России и Ереване восприняли по-разному.

В Москве его расценили как попытку ограничения вещания российских телеканалов на территории Армении. А в Союзе журналистов России выразили беспокойство в связи с возможными последствиями этого закона и пообещали внимательно следить за ситуацией в партнерской республике.

«Любые действия, направленные на любые ограничения в отношении работы и прав наших коллег-журналистов, не могут не вызвать обеспокоенности. И, соответственно, закон, подписанный президентом Армении, относится к числу подобных событий», - цитирует РИА Новости заявление секретаря СЖР Тимура Шафира.

По информации администрации президента Армении, закон «Об аудиовизуальных медиа» поступил на подписание президента 20 июля, но до принятия окончательного решения   пакет законов был обстоятельно изучен, проведены консультации с членами Национального собрания, уполномоченными органами данной сферы и другими заинтересованными лицами.

После тщательного изучения сути закона, администрация президента сделала заключение, что закон «Об аудиовизуальных медиа» направлен «на обеспечение права каждого на получение достоверной информации, гарантирование права на выражение мнений, независимость лиц, оказывающих аудиовизуальные услуги, а также содействие развитию разнообразия аудиовизуальных передач».

На основании представленного аппаратом президента анализа Армен Саркисян сделал заключение, что закон не противоречит Конституции, и подписал его. По информации администрации, президент в рамках своих полномочий будет следить за исполнением закона.

Армянский эксперт Айк Халатян считает, что излишне драматизировать ситуацию в связи с этим законом не стоит, так как он не означает запрета на вещание российских телекомпаний в Армении и оставляет обоим государством возможность заключения межправительственных соглашений для обеспечения вещания российских каналов через общественный мультиплекс Армении.

«В целом законопроект направлен на ограничение вещания в общественном мультиплексе иностранных телеканалов, но учитывая, что из 4 каналов (я не имею ввиду телекомпанию «Мир», это межгосударственная телекомпания, она не подпалает под действие этого закона, и  ее вещание будет продолжено) три - российских, а также то, что аудитория у CNN гораздо меньше, чем у Первого канала, РТР или Культуры,  создается впечатление, что этот закон в основном ударит по российским СМИ. Это не значит, что их запретят вообще, их не будет в общественном мультиплексе, то есть без спутникового или кабельного телевидения посмотреть их будет невозможно. Но в Ереване и всех крупных городах Армении действуют компании кабельного телевидения, и через них зрители смогут смотреть не только эти, но и другие российские каналы, а также многие западные в российской озвучке», - пояснил Айк Халатян.

Он надеется, что российская и армянская стороны в ходе переговоров по обеспечению вещания отдельных российских телеканалов в общественном мультиплексе Армении придут к взаимному соглашению.  Но соответствующие межправительственные соглашения должны быть подписаны до 1 января будущего года. В этом случае российские каналы останутся в общественном мультиплексе Армении на следующие 7 лет, пояснил эксперт.

Он также отметил, что ни в одной стране мира, в том числе в самой России, иностранных каналов в общественном мультиплексе нет, поэтому ничего такого, что не укладывается в рамки международных стандартов и практики, армянские законодатели не приняли.

От себя добавим, что ранее аналогичное решение было принято в Грузии, где смотреть российские каналы можно с помощью спутниковых антенн либо кабельного телевидения. Более того, после событий 7 ноября 2007 года, при правлении экс-президента Саакашвили было временно прекращено вещание всех российских каналов с целью «предотвращения дезинформации населения», а затем та же мера была принята и после августовской войны 2008 года. На этот раз вещание российских каналов было запрещено вплоть до начала ноября 2012 года и возобновлено после прихода к власти «Грузинской мечты».

Оригинал статьи размещен здесь