Найти в Дзене
PRO историю

Дорама ”Легенда о четырёх Стражах Небесного Владыки” и миф о происхождении корейского государства

Оглавление

Дедушка Тангун

Это весьма почтенная по возрасту (2007 год) дорама, в которой сплелись воедино сразу несколько вещей. Миф о происхождении корейского государства и, взятые из корейской мифологии, четыре духа-стражника небес (их аналоги есть в японском и китайском варианте), и Квангетхо. Получилась этакая взрывная смесь, начинённая мистикой, каплей истории и мастерством актёров (я не имею в виду те дрожащие усики главного антагониста, их я, наверное, не забуду никогда). И, кстати, немалый процент людей смотрели дораму из-за Ли Филиппа, который там сыграл не слишком большую роль одного из Небесных Стражей (а вообще, правильнее было бы перевести эту дораму как «Четыре духа-хранителя короля»).

Началось всё с Тангуна. Помню, как-то мне попалась корейская песня об исторических личностях Кореи, и открывался этот список именно дедушкой Тангуном (да уж, автоматически склоняю корейские имена, хотя вообще-то делать так нельзя). Миф о том, как Тангун стал основателем Древнего Чосона (Кочосона, самого первого известного корейского государства, которое состояло из множества разных корейских стран) очень важный миф. Настолько, что когда я ходила в корейскую школу, то о нём рассказали ещё с первого класса, наряду с приветствиями, именами и корейской символикой.

Кадр из сериала "Легенда о четырех Стражах Небесного Владыки", 2007 г.
Кадр из сериала "Легенда о четырех Стражах Небесного Владыки", 2007 г.

Сам Тангун божеством не был, если вы подумали так. Божеством был Хванун, сын Хванина. И вот Хванун решил спуститься на землю с небес (Небесным Владыкой является Хванин. Знаю, что чертовски легко запутаться в этих именах). Спустился он вместе со своими людьми (вернее, духами) на гору Тхэбексан. И с этой самой горы управлял людьми, исцелял их, карал и наставлял. В общем, делал, что мог.

Тем временем недалеко от горы жили медведь и тигр (в корейском языке нет рода, поэтому это запросто могла быть медведица и тигрица). Почему-то им захотелось стать людьми, и они пришли к Хвануну, чтобы тот им в этом помог. Хванун не смог или не захотел им отказать, и предложил пучок полыни и двадцать головок чеснока. Они должны были прожить сто дней в пещере только на этой диете (я пока не знаю, может, это всё имеет какой-то сакральный смысл, полынь и чеснок… но на счёт ста дней я знаю, что у корейцев очень важно, когда новорождённый ребёнок празднует свои первые сто дней жизни. Они даже специальный праздник устраивают по этому поводу). Тигр не выдержал и сбежал. Медведица дотерпела всё до конца. И тогда Хванун превратил её в прекрасную женщину. Видимо его настолько потрясла самоотверженность медведицы, что он решил на ней жениться. И у них появился сын Тангун.

Тангун же основал первое государство Кореи, и все корейцы очень чтят его. Не знаю, был ли он самом деле, или нет. Однако корейцы верят, что они его внуки. Хотя, могу точно сказать, что скульптуры и памятники Тангуну есть.

Четыре стража-хранителя

По-корейски это будет «сасиндо». Так вот, четыре духа-хранителя включают в себя Синего Дракона, Белого Тигра, Красного Феникса и Черепаху … Пришли в Корею эти существа грозной поступью прямо из Китая (как и всё в то время).

Изначально мотивы этих духов присутствовали в живописи древних корейцев. Потом они перекочевали в усыпальницы Когурё. Насмотревшись на Когурё, Пэкче тоже решила сделать нечто подобное у себя. На счёт Силлы не знаю, видимо, у них другие были предпочтения. Но Силла почти всегда выделялась. Потом этих духов, особенно дракона, любили рисовать и на боевых знамёнах Корё и Чосона (сначала было Корё, потом Чосон).

Видела я рисунки, скопированные с корейских усыпальниц. Честно, сложно было понять, кто есть у них там кто. Поняла только по подписям. Дракон там синий, с огромными вытаращенными глазами и раскрытой пастью. Его помещали на восточной стене здания. Напротив этого рогатого, изрыгающего пламя существа рисовали белого тигра. В Корее вообще очень уважали белых тигров. И, наверное, не только за их мощь и внушительные клыки и когти.

Так вот, эту парочку уважали больше всего. Вместе они символизировали противостояние Востока и Запада. Ну и защиту соответственных сторон тоже. Где-то мне попадалось утверждение, что с разных сторон света атакуют разные злые духи. Вот и нужны были эти Небесные Стражи, чтобы помогать.

Следующим был Красный Феникс. Птица вообще очень важная на Востоке. В Корее он, кстати, тоже символизировал бессмертие. И прикрывал юг страны. Что-то я не припомню, чтобы он был как-то связан с дурными вещами, или каких-то баек про тёмного фенекса. А вот черепаху почему-то не изображали. Или изображали но не всегда.

Король Квангетхо - личность историческая, очень важная. Это, можно сказать, да не можно, а так и есть, величайший король Когурё. В той песне, о которой я уже упоминала, Квангетхо тоже есть. Он одним из первых пытался соединить все три государства Кореи в одно. Но ему это не удалось. Лишь позже, король Силлы Чинхын Великий начал это объединение (любители дорамы ”Хвараны: начало” ликуют). Сильно расписывать его не буду, оставлю на потом.

А если у вас есть возможность, и вы хотите окунуться в историю Когурё, то советую побывать на острове Чеджудо. Там, в парке Сазерленд, вы увидите декорации, которые использовались во время съёмок «Легенды о четырёх Стражах Небесного Владыки». И дворец будет, и квартал простых людей, и многое другое. Всё, что нужно для того, чтобы ощутить себя не в современной Корее, а в древнем государстве Когурё.