Найти тему
Ирина Знудкина

Методические материалы по фольклору в помощь педагогу в школе

Оглавление

Привет из мира русской традиционной культуры!

В эфире Ирина Болотова - этномузыколог, фолк-педагог, руководитель девичьей фольклорной студии и это проект True russian music .

Я третий год работаю педагогом дополнительного образования и столкнулась с проблемой. В сети есть очень небольшое количество авторитетных источников с информацией о русской традиционной культуре, которые можно использовать в работе. Также, сложности еще в том, что написаны эти тексты довольно сухим научным языком.

Хочу начать тут рубрику с методическими материалами, которые могут быть полезны преподавателям, увлеченным традиционной культурой и преподающие в этой или смежной области. Давайте подумаем, как ее можно назвать? Делиться буду своими материалами, не претендую на оригинальность. Я адаптировала тексты объектов нематериального культурного наследия для детей, чуть дополнила определениями.

Колосья пшеницы
Колосья пшеницы

Конспект занятия Осенний период: Жатва (2 ч.)

Урок 1

Сегодня мы поговорим о жатвенных обрядах в Псковской традиции. В южных района Псковской области в 80-х годах прошлого века были зафиксированы сведения о бытования жатвенных обрядов, которые корнями уходят в глубинные пласты народной культуры восточных славян.

Жатва – это время уборки урожая хлебных растений, обычно она приходится на июль-август.

Ребята, вы знаете, из каких растений можно сделать хлеб? (пшеница, рожь, овес, ячмень).

Так как лето самая жаркая пора года, жатва – это тяжелая ручная работа и наиболее ответственная: существует поговорка про жатву «один день год кормит». Важно понимать, что жатва это преимущественно женская работа.

Обрядовые действия фокусируются в двух точках данного периода, которые назвают: «зажин» (начало жатвы) и «пожинки», «дожинки» (окончание). Весь период звучали обрядовые жнивные или как еще называют «яринские» песни (яровыми культурами называют однолетние растения, которые посеяли весной, а озимыми – те, что посеяли осенью, т.к. они «перезимовали» в почве).

Обряды начала жатвы

Перед началом жатвы дома пекли каравай, клали его на стол на салфетку, рядом ставили соль, вся семья садилась (как перед отправкой в дорогу). Все молились Богу и шли в поле, а хлеб оставался на столе. Это была хорошая примета.

До революции 1917 года у каждого крестьянина были свои земельные наделы и каждая хозяйка начинала жатву на своей «полосе». Для зажина выбирали женщину, отличавшуюся хорошим здоровьем, чтобы у нее была «легкая рука», чтобы у остальных жниц не болели руки и спины. Благоприятными для начала жатвы считались дни – вторник и суббота.

Жать начинали перекрестившись и благословясь.

Первая пястка («зажин», небольшое количество колосьев, помещающееся в руку) имела особое значение. Из нее делали связку (как для снопа), опоясывались ей или подтыкали за пояс и начинали жать, чтобы спина не болела во время жатвы. «Зажин» несли домой и ставили в красный угол «в божницу», клали его за икону, чтобы был достаток в семье.

Жали с утра до позднего вечера. Во время жатвы женщина стремилась не остаться последней, на Псковщине это называлось «остаться на козе». Жнице, оставшейся «на козе», помогали.

В южных районах Псковской области распространены поверья о порче урожая колдунами. Во время жатвы нередко обнаруживали участки с согнутыми или завязанными колосьями. Это место называлось «залόм», до него не дотрагивались и не сжинали этот участок. По поверьям, если сжать «залом» – будут болеть руки.

На жатве. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
На жатве. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Мы познакомились с обрядами начала жатвы, давайте проверим, как вы запомнили:

1. Что такое «пястка» и «залόм»?

2. Какие два периода самые важные в жатве?

3. Что делали со жницей, оказавшейся «на козе» и что это значит?

Про окончание жатвы, жнивные песни в следующем уроке.

Всем фольклор!

Фольклор
7714 интересуются