Найти тему

Роскошные мелочи: cумочка в эпоху ар деко

"Сумочек мало не бывает!", - во всяком случае, я считала так долгое время, пока не поняла, что вне зависимости от объемности систем хранения, сумки - это угроза жилому пространству. Чем качественнее материал, из которой сделана сумка, удачен её дизайн, продумана эргономика, тем больше шансов, что она, как и многие ее "подружки" большей частью проживёт на полке. Потому что если у дамы несколько сумок, но любой из них придётся ждать своей очереди.

А если сумочка ещё имеет специальное предназначение - например, театральная или вечерняя, что, естественно, ограничивает её променад. И в одночастье, пришло осознание, что сносить их все просто невозможно даже если часть из них будет отдана детям, родственникам, подругам и знакомым. И, кроме всего, прочего, существует мода, которая хоть и циклична, тем не менее весьма вздорна. Какие сумочки привлекали модниц в эпоху ар деко?

Производитель неизвестен, дамская сумка с замком, натуральная кожа. 1910. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk
Производитель неизвестен, дамская сумка с замком, натуральная кожа. 1910. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk

Начну с этой маленькой коричневой из натуральной кожи сумки весьма скромных размеров 8x10x3 см. Сумка (с металлическими застежками, внутренним отделением на отсеки, карманами для билетов и прочной усиленной металлом ручкой) похожа по типу на сумку-саквояж, которую в это время могли использовать как мужчины, так и женщины, пускаясь в путешествие. Внутри сумочки есть специальное отделение для сигарет и мелких предметов (как билеты, деньги).

Производитель неизвестен, дамская сумка с замком, крокодил, 1930. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk
Производитель неизвестен, дамская сумка с замком, крокодил, 1930. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk

Изменение не столько формы сумок, сколько их размеров происходят медленно, но регулярно. В XX веке происходят существенные социальные изменения, в том числе кардинально меняется роль женщин в обществе. Это обстоятельство в том числе влияет на усиление функциональности дамской сумочки. Вот такие образцы с жестким прочным каркасом , обтянутые натуральной кожей были весьма популярны. Экзотическую нотку привносит сам материал, кожа крокодила не только свидетельствовала о колониальной политики Европы, но и была веянием моды и стиля. Именно в 1922 году произошло открытие гробницы Тутанхамона, что привело к актуализации египетской темы в искусстве. Кстати, чудный образец шёлковой сумочки Van Cleef & Arpels с оригинальной застежкой в виде египетской одалиски - отличный пример!

Производитель неизвестен, вечерняя сумочка из бисера с металлической застежкой, 1920. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk
Производитель неизвестен, вечерняя сумочка из бисера с металлической застежкой, 1920. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk

Самый большой кластер музейных сумочек выполнены из стекляруса и бисера. Учитывая, что домашнее образование в начале XX века включало рукоделие, то у многих навык вышивки нитками, бисером и пайетками был хорошо развит. Не считалось зазорным сделать сумочку своими руками вне зависимости от титула и социального положения. Хотя, безусловно, приятнее было обсуждать новую сумочку у модистки!

Производитель неизвестен, сумочка -клатч из бакелита. 1925. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk
Производитель неизвестен, сумочка -клатч из бакелита. 1925. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт - www. vam.ac.uk

Модницы, желающие эпатировать и удивлять публику - флэпперши, гарсон и мога (об этом расскажу в следующий раз), - щеголяли и с такими вариантами, выполненными из бакелита. Эта модель хоть и выглядит ярко, вызывая ассоциации с неоном поп-арта, но для 1920- х годов эта модель выглядела весомо, будто бы сделанного из африканского малахита (Европа с нашим уральским малахитом знакомилась только на выставках, а производители дамских штучек и ювелирных украшений использовали африканский малахит). Бакелит часто использовали как имитацию природных материалов(слоновой кости, черепахового панциря, рога, янтаря, разных видов камня), так что моя метафора -"сумочка выглядела весомо" - вполне оправдана.

J.A.C, вечерняя сумочка, бриллианты, белое золото, 1930. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт -www. vam.ac.uk
J.A.C, вечерняя сумочка, бриллианты, белое золото, 1930. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия, официальный сайт -www. vam.ac.uk

Дамская сумочка, как этот вечерний вариант, практически полностью украшенный бриллиантами, стараниями мастеров золотых и серебряных дел, превращалась в драгоценность. Об этом - в статье "Галантные изобретения эпохи ар деко: "жеманницы"/минодьеры"

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!

Если вы хотите стать участником курса "Ар деко легендарный" и узнать больше об этом стиле, присоединяйтесь! Все подробности - на этой странице!