Железная дорога, вокзалы и станции всегда вызывают особые чувства - от том, что можно уехать куда-то далеко от действительности, надежды на лучшее, можно помечтать о путешествиях. Архитектура станционных зданий и сооружений бесспорно заслуживает внимания, оценена и описана много раз. Прибывающие поезда и убегающие вдаль рельсы запечатлены на многочисленных фотографиях и картинах известных и не очень художников.
Мой рассказ о ж/д станции Исток, находящейся на окраине Екатеринбурга, расположенной на Тюменском направлении. Расстояние от Москвы - 1830 км. Всего на станции 5 путей, два из которых используются, как правило, для отстоя грузовых поездов. Рядом один из отдаленных микрорайонов Екатеринбурга - Компрессорный, для которого станция в довоенное время послужила фактором возникновения (сначала был построен завод при станции).
Почему я пишу о ней, об одной из малозначительных станций? Есть ведь и поинтереснее. Просто я знаю именно ее, наблюдаю поневоле много лет, когда прохожу мимо или выхожу из электрички. А когда часто с чем-то сталкиваешься, оно становится близким и родным, а также больше замечаешь детали, подробности и изменения.
Здание зала ожидания и билетных касс было построено в 50-х годах. С тех пор многократно перекрашивалось (в последнее время - каждый год), в разнообразные цвета. Когда слои краски уже начали составлять большую толщину, поменяли наличники (с изменением их вида) и счистили накопившиеся красочные покрытия.
Новые наличники сделали более упрощенными, лишив и без того скромное здание декоративных элементов. Остались только резные детали под окнами на фасаде, выходящем на улицу:
Напротив "заднего" выхода был обустроен скверик с липами и скамейками для отдыха пассажиров, но, глядя на эти заросли сейчас, никто об этом не догадается (боюсь, что кроме меня никто и не помнит). Водоразборная колонка активно используется (в основном для мойки автомобилей)
Поезда сейчас здесь не останавливаются. Электричек ходит намного меньше, чем в советское время (к сожалению), но они не стали так сильно задерживаться, практически всегда приходят вовремя (поэтому закрытый зал ожидания особо никого не волнует).
Бывшие завсегдатаи электричек, из-за больших интервалов движения электропоездов, пересели на автомобили и автобусы, создав пробки на дорогах. Один и тот же путь на электричке можно преодолеть за 20 мин., а на автотранспорте до 1 часа. Тем не менее выбирают последнее.
От старой станции остались еще часть водонапорной башни и туалет. Был еще прирельсовый деревянный склад, но он сгорел. Водонапорная башня состояла из каменной нижней части и деревянной верхней. В 70-е годы ее приспособили под жилье, при ней был огородик, обнесенный кривым забором и там жила одиозная алкоголичка "Танька с водокачки".
За внешним видом станционного общественного туалета, несмотря на малодеятельность станции, тщательно следят, он всегда свежевыкрашен. Туалет сохранился в своем первоначальном послевоенном виде и он красив!
В помещении туалета - сооружение похожее на печь, видимо вентиляция, хотя зачем она, если окна без стекол.
Станция находится на границе 1829-го и 1830-го километров от Москвы, о чём говорит соответствующий столбик
Вдоль станции была улица из аккуратненьких деревянных бараков, обшитых досками и с наличниками, построенных также в 50-е годы, в них жили работники железной дороги.
Молодые выпускницы ПТУ (стрелочницы) жили в комнате-общежитии в здании станции, когда выходили замуж, им давали комнату в таком доме. В большинстве этих деревянных домов до сих пор живут.
Один дом все-таки недавно отселили:
Стрелочницы (не те, которые во всем виноваты) до появления автоматических стрелочных переводов, несли круглосуточное дежурство в маленьких (напоминавших игрушечные) домиках до начала 80-х годов. Домики, их было два, в начале и конце станции, не сохранились.
В 60-70-е, по другую сторону от ж/д путей, для железнодорожников построили уже каменные жилые дома, которые, видимо, будут стоять долго (даже один 2-х этажный)
В 80-е над станционными путями наконец-то построили пешеходный мост, до этого приходилось пролезать под вагонами. Моя мама приходила с работы и говорила: "Сегодня на станции три состава стояло и ни на одном вагоне не было перехода". Мы жили на отдалении от "Компрессорного" и маме приходилось с авоськой продуктов и портфелем, полным школьных тетрадей, пересекать станционные пути. Считалось везением, когда у какого-нибудь из вагонов "отстойного" поезда сбоку была открытая буферная площадка со ступеньками, тогда можно было через состав перебраться поверху. У лестниц была высокая нижняя ступенька, надо было на нее вскарабкаться, а с другой стороны спрыгнуть, но это лучше, чем лезть под поезд !
Отец говорил, что долго не строили пешеходный переход, потому-что рядом "секретный завод" и с высоты моста можно что-нибудь рассмотреть этакое...
С пешеходного моста хорошо видно лишь дорожку к мкр. Компрессорный и один из заводских корпусов "Старта"
В 2000-е при станции появились специальная заасфальтированная платформа, куда подъезжают ассенизаторские машины для откачки содержимого туалетов пассажирских поездов. Приятно прокатится на велосипеде по гладкой поверхности (хотя бы 100 метров) или пройтись пешком, таких людей здесь часто можно увидеть.
Название станции дала одноименная речка, протекающая тут же
Раньше по железной дороге приходили грузы на завод, теперь эти пути бездействуют
Железная дорога - сложный механизм со многими составляющими. Эти детали и элементы можно долго рассматривать, изучать. Железнодорожники очень следят за их состоянием (а как иначе), каждую весну обновляют, подкрашивают
Пассажирская платформа середины 20-го века окантована крупными блоками гранита
Вот такая станция, развитие которой стоит на месте, ранее бурная деятельность замерла в связи с сокращением электричек, прекращением железнодорожного грузооборота близлежащих заводов. Поезда проходят мимо!
При этом мегаполис оказывает свое влияние на прилегающую территорию - строятся автодороги, новые многоэтажные жилые дома в микрорайоне.