Найти в Дзене
Ник Вольт

Разбираем аккумулятор ноутбука. Насколько он живой?

Не так давно айтишник подарил мне нерабочую батарейку от ноутбука, которому не было и года. Как еë ухитрились сломать - не знаю, но я решил разобрать и посмотреть, насколько живые сами элементы внутри.

Балансировочная плата.
Балансировочная плата.

Аккумуляторы были хорошие, Samsung ICR18650-26F, корейские, вот только с датой выпуска я не понял, 2С44 это как бы 2012 год, но в таблицах есть самая ранняя буква только Е - 2014. Да и не похожи они на такие старые.

Первым делом я удалил плату защиты и измерил напряжение. Оно, на удивление, было вполне рабочим, не помню точно, сколько. Далее я купил балансирную плату, задача которой - просто шунтировать банку резистором при напряжении выше 4,2в, и припаял к сборке.

Полностью заряжено.
Полностью заряжено.

А далее зарядил через балластные лампочки очень маленьким током. Как и положено, резисторы начали греться, когда напряжение трех секций достигло 12,6 вольт, по 4,2 на элемент.

Для верности проверим.
Для верности проверим.

Интересно, а какой же ток содержания?

Ток балансировки 80мА.
Ток балансировки 80мА.

Хотя написано было, что 66мА, видимо 14мА ещё добирают аккумуляторы.

А дальше я решил их разрядить. Взял вот такой эквивалент нагрузки.

Нагрузочные лампочки.
Нагрузочные лампочки.

Начинаем разряд.

Ток 2,2 ампера.
Ток 2,2 ампера.

При этом напряжение было 11,80 вольт.

Прошëл час...

Ток стал примерно 2,1 ампера.
Ток стал примерно 2,1 ампера.

Напряжение уже было 10,95 Вольт.

Прошёл ещё час.

Ток 2.05 ампера.
Ток 2.05 ампера.

Напряжение 10,52 Вольт.

И ещё часок...

Ток почти 1,7 ампер.
Ток почти 1,7 ампер.

А напряжение упало до 8,92В.

Значит, пора прекращать их мучать.

Померял напряжение на элементах. Вышло 3,01 - 2,75 - 2,87 под нагрузкой, а без нагрузки 3,39 - 3,20 - 3,32. Неплохо.

Какие же можно сделать выводы? Во-первых, средние ячейки деградировали сильнее крайних, видимо, сильнее нагревались в ноутбуке. А во-вторых, общая ëмкость составила примерно 6Ач.

Паспортная ëмкость это 2600*3=7800мАч. Итого остаток ëмкости составил 77%. Знать бы точный возраст...

Ну и главное - я хочу купить новый скутер, у которого дохлые батареи 6-DZM-20, каждая весом 8кг, 12вольт и ёмкостью 20Ач при трёхчасовом режиме разряда.

Стоят они недешево. 5000р.

Батарея выйдет в 20 тыщ по цене как сам скутер!
Батарея выйдет в 20 тыщ по цене как сам скутер!

Но вместо них можно распотрошить 12 таких аккумуляторов, их продают по 200р ремонтники, будет 2400р, и ещё надо будет 12 балансировочных плат по 150р, итого 1800, и всё вместе 4200!

Зачем так много балансиров? Да банки явно будут разные, и простая BMS не справится.

А если купить новые аккумуляторы? Ну или от Теслы? Их продают по 160р. Потребуется 108 баночек. Целых 17 тысяч! Стоят ли они того - думаю, вряд ли, если уж вкладываться, то в LiFePo4.

А пока попробуем превратить отходы в доходы! Спасибо, что дочитали, всегда рад вашим одобрениям и вопросам!