Не так давно айтишник подарил мне нерабочую батарейку от ноутбука, которому не было и года. Как еë ухитрились сломать - не знаю, но я решил разобрать и посмотреть, насколько живые сами элементы внутри.
Аккумуляторы были хорошие, Samsung ICR18650-26F, корейские, вот только с датой выпуска я не понял, 2С44 это как бы 2012 год, но в таблицах есть самая ранняя буква только Е - 2014. Да и не похожи они на такие старые.
Первым делом я удалил плату защиты и измерил напряжение. Оно, на удивление, было вполне рабочим, не помню точно, сколько. Далее я купил балансирную плату, задача которой - просто шунтировать банку резистором при напряжении выше 4,2в, и припаял к сборке.
А далее зарядил через балластные лампочки очень маленьким током. Как и положено, резисторы начали греться, когда напряжение трех секций достигло 12,6 вольт, по 4,2 на элемент.
Интересно, а какой же ток содержания?
Хотя написано было, что 66мА, видимо 14мА ещё добирают аккумуляторы.
А дальше я решил их разрядить. Взял вот такой эквивалент нагрузки.
Начинаем разряд.
При этом напряжение было 11,80 вольт.
Прошëл час...
Напряжение уже было 10,95 Вольт.
Прошёл ещё час.
Напряжение 10,52 Вольт.
И ещё часок...
А напряжение упало до 8,92В.
Значит, пора прекращать их мучать.
Померял напряжение на элементах. Вышло 3,01 - 2,75 - 2,87 под нагрузкой, а без нагрузки 3,39 - 3,20 - 3,32. Неплохо.
Какие же можно сделать выводы? Во-первых, средние ячейки деградировали сильнее крайних, видимо, сильнее нагревались в ноутбуке. А во-вторых, общая ëмкость составила примерно 6Ач.
Паспортная ëмкость это 2600*3=7800мАч. Итого остаток ëмкости составил 77%. Знать бы точный возраст...
Ну и главное - я хочу купить новый скутер, у которого дохлые батареи 6-DZM-20, каждая весом 8кг, 12вольт и ёмкостью 20Ач при трёхчасовом режиме разряда.
Стоят они недешево. 5000р.
Но вместо них можно распотрошить 12 таких аккумуляторов, их продают по 200р ремонтники, будет 2400р, и ещё надо будет 12 балансировочных плат по 150р, итого 1800, и всё вместе 4200!
Зачем так много балансиров? Да банки явно будут разные, и простая BMS не справится.
А если купить новые аккумуляторы? Ну или от Теслы? Их продают по 160р. Потребуется 108 баночек. Целых 17 тысяч! Стоят ли они того - думаю, вряд ли, если уж вкладываться, то в LiFePo4.
А пока попробуем превратить отходы в доходы! Спасибо, что дочитали, всегда рад вашим одобрениям и вопросам!