Найти в Дзене
борис цирлин

Первый фотоаппарат

Сестре в честь поступления в ВУЗ подарили фотоаппарат "Смена".

Значимость такого подарка сейчас, когда у каждого чуть ли не с первого

класса есть смартфон с парой камер, позволяющих снимать и себя и

окружение и не только в режиме фото, но и видео,- понять трудно. А тогда

(это вторая половина 50-х прошлого века) фотоаппарат в семье был такой

же редкостью, как и автомобиль. У нас в коммуналке на пять семей был

только один фотоаппарат "ФЭД" у соседа, работавшего таксистом (у него,

кстати, и автомобиль был - первая "Волга"). Среди нашей многочисленной

родни фотик был только у одной из двоюродных сестёр - "Любитель". Это

был широкопленочный аппарат и её родители хвастались маленькими

фотокарточками (6*6), которые она печатала контактным способом. У

нашего пленка была узкая -35 мм, и для печати карточек нужен был

увеличитель. Когда сосед показал, сколько и чего еще нужно иметь к

фотоаппарату, отец явно пожалел о своем подарке. Правда, как потом

выяснилось наш фотолюбитель был фанат и в его арсенале были явно

избыточные вещи типа электрического глянцевателя или фигурного

фото резака. Чтобы основательно разобраться в этом вопросе папа взял в

библиотеке знаменитую тогда книгу "25 уроков фотографии" Микулина.

Они с сестрой её проштудировали и слегка успокоились. Замечу, что

ателье, оказывавшие услуги фотолюбителям появились несколько позже

(как и масса фотолюбителей) и приходилось выкручиваться с помощью

друзей и знакомых, оснащенных, как наш сосед, фототехникой. А

безлошадные приглашали профессиональных фотографов на всякие

торжества (свадьбы - похороны) или шли в фотоателье, где

изготавливались вполне гламурные произведения. Вскоре после этого

сестру с другими студентами отправили осваивать целину, фотоаппарат

отправился с ней и проблемы на время отпали. Я, тем не менее, стал

изучать книгу о фото и открыл для себя увлекательные возможности. Все

казалось достаточно просто решаемым и я решил создать свою

домашнюю фотолабораторию. Первое, что сделал - это красный фонарь.

Тогда в хозяйственном магазине на нашей улице (его называли, по старой

памяти, "керосиновой лавкой") продавали синие и красные электролампы.

Синим светом тогда лечили насморк, а для чего красный - я до сих пор не

знаю, но мне она подошла. Уговорив маму купить это чудо, я ввернул

лампу в рефлектор для синего света и получил искомый продукт. Потом,

когда дело дошло до дела, рефлектор оказался неудобным и я изготовил

специальную подставку из фанеры на которой укрепил патрон для лампы

и выключатель. Вторая необходимая вещь - это был увеличитель. Из книги

я знал его устройство, но создать с нуля этот агрегат мне было не под силу.

Нужен был донор и в качестве такового я решил использовать проектор

диафильмов, который несколько лет назад отец привез из Москвы. Вся

беда была в том, что у диафильмов размер кадра 12*24 мм, а у

фотоаппарата 36*24 мм. Опыт несанкционированного доступа к домашней

технике у меня уже был (см. историю с бытовой техникой) и я ничтоже

сумняшеся приступил. Снял рамку для пленки с диапроектора, кусачками

и напильником расширил отверстие до нужного размера. Зашлифовал

наждачкой, чтобы изделие не царапало пленку и поставил на место.

Ближайший вечер, когда никого не было дома, проверил эту

рационализацию и убедился, что все получилось, как надо. Осталось

изобрести штатив. Ну доску для основания я нашел на улице (на помойке,

если честно), там же подобрал подходящий обрезок водопроводной

трубы, а вот фланец к последней и кольцо с зажимным винтом и планкой

для крепления к днищу проектора - это уже без отца никак. Пришлось мне

сознаться в содеянном и показать ему чертежи (если это можно было так

назвать) недостающего. Отец на удивление не ругался и даже, как мне

показалось, отнесся к моим идеям с известным энтузиазмом. Через

неделю недостающие детали были получены и агрегат собран. Говоря

авиационными терминами, наземные испытания прошли успешно. Под

это дело я получил ассигнования и приобрел необходимые аксессуары:

бачок для проявки пленки (до сих пор живой) и три кюветы - все это

стоило тогда такие копейки!

К приезду сестры фотолаборатория была готова. К сожалению те пленки,

что она сняла на целине отпечатали ее институтские друзья, а отснять

новые ей было некогда, - мешали занятия в институте. Но все-таки как-то

одну пленку она израсходовала и с некоторым недоверием отдала мне на

обработку. Надо сказать, что все фото принадлежности покупались в

большом фотомагазине на Невском, там был, как бы, форум любителей и

толкаясь среди них я получил информацию, не менее ценную, чем из

упомянутой книги. Ах какие слова носились там в воздухе, проявитель,

фиксаж (закрепитель), унибром, фотобром, бромпортрет - это был целый

мир. Короче, мое испытание началось с того, что я в темноте (как

положено) зарядил пленку в бачок и, в соответствии с инструкциями,

проявил, промыл, зафиксировал и снова промыл. Высушив пленку, я

представил плод моих стараний сестре, чем вызвал ее удивление - она-то

уже ни на что не надеялась. Тогда уже вместе мы заперлись в ванне

поздно вечером и попытались отпечатать фотографии с этой пленки. И вот

тут-то нас постигло фиаско. Нет, с точки зрения химии все работало

прекрасно изображение проявлялось и было достаточно контрастным. Но

вот на резкость моим агрегатом было не навести. Точнее навести-то было

можно, но конструкция вибрировала и изображение размывалось.

Обратились за помощью к папе, а он, как опытный инженер сразу понял,

как решить проблему. Дело в том, что лампочка

в проекторе была 12в, а трансформатор (добрый килограмм меди)

находился внутри его корпуса, делая его достаточно увесистым. Но

одно дело, когда это добро стоит на столе и вес только добавляет ему

устойчивости, и совсем другое - когда он висит на достаточно тонкой

водопроводной трубе - вибрация была неизбежна. Отец посоветовал

вынуть трансформатор из корпуса и поставить отдельно. И даже дал

подходящую пластмассовую коробку, что бы изолировать эту музыку.

Помогло. Родители были ужасно горды - их дети, как никак, утерли нос

богатому соседу,- результаты нашего творчества утром плавали в ванне и

любой мог ознакомится с ними.

Вскоре сестра вышла замуж и они с мужем съехали на съемную квартиру

и как-то так получилось, что фотоаппарат оказался в полном моем

распоряжении. Ах, что это был за аппарат! Во-первых выглядел он очень

по-взрослому - ну прямо "Kodak" какой-нибудь. Во-вторых он был прост и

удобен в обращении - даже его "недостатки", например,

отсутствие обратной перемотки и, как следствие, наличие второй

(приемной) кассеты давали такие преимущества, как возможность открыть

крышку заряженного аппарата без засветки пленки (разве что 1-2 кадра).

А то, что объектив не слишком светосильный (максимальное

относительное отверстие 1/4.5), зато прощал ошибки установки

расстояния при наводке на резкость. В общем этим фотиком я

пользовался долго и плодотворно, пока перед развалом СССР не купил

свою первую зеркалку "Зенит ТТЛ". Надо сказать, что по сравнению со

"Сменой" это был серьезный прибор и требовал более тщательной работы

с кадром, хотя, если честно, не было у него такого уж явного

преимущества в качестве снимков. А потом появились мыльницы сначала

пленочные, потом - цифровые, а дальше смарфоны и век фотографии (для

меня) закончился.

-2

Другие рассказы о детстве и отрочестве

Экзамен по физике

Прыжок

Теория вероятности

Уроки английского

Советская бытовая техника

Гибель линкора Новороссийск

Как я был поэтом

Ностальгия

Опасные игрушки

Честные халтурщики и несуны

Смерть Сталина

Первый бой