Найти тему

Модель "Скрытой Эмоции", доктор Дэвид Бёрнс

Доктор Д. Бёрнс - автор бестселлеров "Feeling Good: The New Mood Therapy", "Feeling Good Together", "When Panic Attacks". Первую из них, в переводе последнего актуального издания, можно найти на русском под названием "Терапия Настроения".

Хотя у нас, может быть, имя доктора Бёрнса не так известно - в англоязычных странах он стоит если не в ряду, то сразу после таких титанов когнитивно-поведенческой терапии, как Бек, Эллис и Лазарус.

В данный момент Дэвид Бёрнс занимается совершенствованием КБТ для большего охвата тех клиентов, которым может помочь психотерапия.

К сожалению, существующий миф о технической механичности и некой "бесчеловечности" КБТ в плане отношений - имеет свои поводы в реальности, связанные с наплывом массы недоученных новобранцев. Которые, в отличие от "старой школы", незнакомы с широкой традицией психотерапии и не могут объединить многие стоящие приёмы из других школ (гуманистического и психодинамического направления), так как просто никогда их не изучали.

В связи с этим - Бёрнс озаботился тем, чтобы прояснить, структурировать и организовать обучение тем навыкам, которых иногда не хватает технологически подкованным специалистам. Прежде всего, это эмпатия.

Причём, если до Бёрнса, и не только в КБТ, а гораздо шире - эмпатия считалась чем-то исключительно "сентиментальным", в основном интуитивной способностью, которую бесполезно анализировать и изучать систематически как "технику" (либо она есть, либо её нет, и остаётся уповать на опыт и личную рефлексию) - Бёрнс показал, что это всё иллюзии, и эмпатию и можно, и нужно тренировать как ясный, чётко определённый навык, состоящий из понятных практически каждому приёмов.

Ниже - отредактированный фрагмент статьи Бёрнса о том, что он называет "Техника Скрытой Эмоции". Хотя в публикации это практически не освещается - автор в этом случае берёт давно известную концепцию бессознательного конфликта и сопротивления из психодинамической модели, и успешно интегрирует её в системную психотерапию. Посмотрим, как он это делает.

Скрытые Эмоции в Терапии Тревожности

Когда мы лечим тревожность - мы можем воспользоваться четырьмя мощными терапевтическими моделями:

1. Мотивационная Модель

2. Когнитивная Модель

3. Поведенческая Модель Экспозиции

4. Модель "Скрытой Эмоции"

Я применяю все четыре модели с каждым тревожным пациентом, которого лечу, потому что это даёт нам максимальные шансы полного устранения симптомов. Если вы используете лишь одну модель, например экспозицию, или только одну терапевтическую школу - или только КБТ, или только мотивационное интервью - как поступают многие терапевты, то ваш успех будет ограниченным.

Когда одарённый терапевт застревает, используя мотивационную, когнитивную или бихевиоральную модель компетентным образом - модель скрытых эмоций часто может обеспечить то, что недостает лечению.

Скрытие проблемы или чувства могут скрываться за симптомами любого тревожного пациента - но особенно они часты при генерализованном тревожном расстройстве, панических приступах и ОКР.

Они даже могут прятаться за "обычными" фобиями, но не всегда - иногда фобия это просто фобия. Но я наблюдал этот феномен и у фобических пациентов, например, у пациента со страхом полётов.

Модель скрытых эмоций также очень эффективна и важна в лечении пациентов, посещающих врачей с жалобами на симптомы, у которых нет медицински определяемой причины - например, боль в животе, головные боль, боль в груди, спине, головокружение и тошнота или хроническая усталость.

Доктор Алан Барбур использовал этот подход годами в амбулаторной клинике Стэнфорда, работая с "толсто-карточными" пациентами. Он написал книгу об этом, названную "Заботясь о Пациентах". Он сообщил, что у около 50% пациентов, приходивших в клинику с необъяснимыми симптомами, обнаружение скрытой проблемы вело к внезапной и полной ремиссии их медицинских жалоб. Он объяснил, что у большинства пациентов были обычные человеческие проблемы в отношениях и в жизни, а не медицинские патологии, которые можно было бы решить анализами, диагнозами и таблетками.

Он не называл свой подход "методом скрытых эмоций" - это термин, который я создал годами позже. Но я изучил саму эту теорию от доктора Барбура лично, когда был студентом. По сей день большинство врачей, к сожалению, незнакомы с работами Барбура.

Модель скрытых эмоций основана на идее, что подавляющее большинство тревожных людей чрезмерно "милые", и это может быть одним из условий их тревожности. Это значит, что когда пациент расстраивается - он или она автоматически заталкивает свой конфликт "под ковёр", и теряет из виду даже то событие, которое запустило тревогу.

Я называю этот феномен "Эмотофобией" - или боязнью эмоций. Это также можно называть "эмоциональным перфекционизмом", страхом конфликтов или избеганием злости. Называйте как хотите - это происходит настолько быстро и машинально, что пациент сам практически никогда не осознаёт, что это случилось. Всё, что пациент знает - то, что он внезапно стал одержим навязчивыми мыслями или переживает панический приступ, или беспокоится о чём-то сверх меры.

Отрицательное чувство или конфликт, который скрывается, могут быть любыми - это может быть гнев на члена семьи, неудовлетворённость собственной работой или желание чего-то, что желать "не положено".

Например, студент может выбрать учебный курс - вроде инженерного дела или юриспруденции - из-за давления родителей, но в тайне он может тосковать по другому образованию и карьере, вроде искусства, танцев или чего угодно. Но он также может считать, что "обязан" заниматься той профессией, которая приятна его родителями. Я постоянно сталкивался с этим, когда был мозгоправом в школе права Пенна.

Пациенты приходили ко мне с приступами паники в классе, или тяжёлой тревогой перед экзаменами - и думали, что могут быть исключены из школы в связи со своей тревожностью. Но во всех случаях - оказывалось, что у них были смешанные чувства насчёт становления юристами "с Уолл-Стрит", принятой ролевой моделью.

Как только эти чувства попадали в поле осознания, и студенты решали направиться в то карьерное русло, которое более импонировало им - панические приступы исчезали. Эта история слегка упрощена, но в сущности всё именно так и происходило.

Скрытая эмоция или конфликт могут быть чем угодно. Есть несколько подсказок, которые могут помочь в поиске:

  • Тайный конфликт - очень редко, или даже никогда, не закопан где-то в прошлом. Он зарыт в настоящем. Обычно это что-то, что "пилит" пациента прямо сейчас, даже если началось гораздо раньше.
  • Тревога - обычно символическое отражение спрятанного чувства.

Одна из множества практических иллюстраций - далее.

Один врач, недавно ставший отцом, пришёл на терапию, так как постоянно был одержим жуткими мыслями, будто он скидывает своего младенца через перила балкона своей квартиры, где они жили с женой.

Он всё время сражался с этим обсессиями и пытался их подавить, считая себя ужасным человеком, который может думать такое. Конечно, его отчаянные попытки контролировать эти кошмарные фантазии, похоже, делали ему только хуже. Он не был в группе риска людей, которые могут сделать что-то насильственное - обычный пациент с ОКР и непрестанным беспокойством и озабоченностью, в его случае, жестокими обсессиями.

Оказалось, что он был оглушён собственной жизнью - постоянно отдавая, отдавая, отдавая себя своим пациентам, которые были бедными, работая за очень скромный оклад в больнице в опасном районе, и его также перегружали обязанности дома. Он был склонен к перфекционизму и думал, что просто обязательно нужно делать всё супер-хорошо - и в итоге практически не отдыхал, работая 80 часов в неделю.

И теперь он был раздражён тяготами, связанными с новым младенцем - но чувствовал, что ему не положено это испытывать. Как только он осознал и выразил мне эти переживания - он немедленно испытал облегчение. Но это было для него трудно сперва, потому что он считал, что его чувства были совсем неправильными и аморальными.

Как только пациент ответил на терапию и тревога пропала - я объясняю, что она будет возвращаться снова и снова на протяжении его жизни. Я говорю людям, что это очень даже хорошо, потому что они могли так никогда и не научиться распознавать все свои чувства "в реальном времени", хотя и испытали некоторое улучшение.

Так что, когда они зажимают в себе какую-то эмоцию, их тело будет давать сигнал, вновь создавая тревогу. Таким образом, они могут видеть тревогу как подсказку, что им следует изучить, кто или что беспокоит их.

Это - самый выгодный способ переопределить тревогу, если вы успешно применили модель скрытых эмоций. Другими словами, тревога становится чем-то положительным и полезным.

Когда я работаю в модель скрытого конфликта, я просто и прямо говорю пациентам, в начале и конце каждого сеанса, что они, скорее всего, что-то скрывают от себя и от меня - и интересуюсь, не вычислили ли они уже, что это такое может быть.

Есть ещё несколько дополнительных советов, которые могут помочь терапевту и пациенту разгадать, в чём состоит потаённая проблема:

  • Тревога почти всегда будет о чём-то конкретном, о проблем в настоящее время, и редко или никогда бывает чем-то общим, вроде тревоги о стадии или смысле жизни. В действительности, одержимые размышления о жизненном этапе или смысле жизни - это частый симптом, а не причина тревоги.
  • Скрытая эмоция - никогда не бывает страхом или другой тревогой. Это явные эмоции, на которые пациенты жалуются как на симптомы.
  • Относительно редко тайной эмоцией будет непрожитое горе - хотя это тоже бывает. Но, например, это не может быть горем насчёт хронической тревоги.
  • Терапевт может постоянно проверять у пациента - "Это оно?" или "Это то самое?". Впрочем, тревожный пациент практически всегда будет обрубать ваши гипотезы, которые часто и правда будут неверными, если уж вы взялись гадать. Но несмотря на это, даже ваши некорректные догадки могут помочь пациенту выявить действительный скрытый конфликт и осознать его.

Как правило, процесс занимает несколько недель, и в это время пациент может уверенно настаивать, что никакого тайного конфликта или чувства у него нет. Так что вам, как терапевту, придётся немного положиться на веру. Это одна из процедур, которой стоит придерживаться, даже когда она видимо не даёт явного результата.

Когда пациент внезапно открывает скрытую проблему, спустя несколько недель отрицания - всё становится настолько очевидным, что я всегда говорю себе, что должен был догадаться раньше. Но, впрочем, это просто то, как это работает.

Это лаконичная, изящная модель. Мы не знаем, поможет ли это тому или этому из ваших пациентов, но такой подход определённо заслуживает внимания, и это великолепная техника, которую стоит добавить в свой терапевтический арсенал. Я обожаю эту модель по нескольким причинам:

  • Модель скрытых эмоций имеет большую объяснительную силу. Тревога не появляется просто "из ниоткуда", ни с того ни с сего. Она происходит из переживаний человека. Когда пациенты внезапно начинают тревожиться "без причины", то причина есть всегда - но она может быть временно спрятана от сознательной осведомлённости. Если пациент переживает, что его супруг или партнёр может умереть - он может быть в тайне зол на этого человека, или несчастлив в их браке, или что-то ещё происходит у них в паре нездоровое. Но также пациент уверен, что "не должен" испытывать эти чувства, потому что любит своего супруга.
  • Модель скрытых эмоций имеет большую целительную силу, и она может помочь выйти из тупика в лечении видимо резистентных или перзистирующих тревожных расстройств. Когда пациент разбираются с чувством или проблемой, которую избегали долгое время - вы обычно наблюдаете у них внушительное улучшение, и часто все симптомы их тревоги уходят внезапно и полностью. То есть эта модель может предоставить практичное и настоящее излечение множеству пациентов. Это не просто абстрактная гипотеза.
  • Модель скрытых эмоций показывает нам, что реальный источник тревоги - это страх самих себя, того, кто мы есть и что мы чувствуем как человеческие существа. Кроме того, в реабилитации мы не просто преодолеваем "заболевание" или "расстройство". Мы узнаём больше о том, что значит быть человеком, и что совершенно нормально испытывать чувства, даже на первый взгляд безумные или иррациональные - и выражать их.