Григо́рий Ива́нович Гу́ркин (12 (24) января 1870, Улала (сейчас это Горно-Алтайск) — 11 октября 1937), известный также под псевдонимом Чорос-Гуркин[1] — российский и советский художник, ученик И. И. Шишкина. По происхождению — телеут, представитель рода чорос. Так пишет нам Википедия.
Несомненной заслугой этого алтайского художника является его вклад в изучение алтайского быта, его этнографии и религии.
После непоступления в Санкт-Петербургскую Академию в 1897-ом году его, уже не очень молодого (для начинающего художника), 27-летнего человека, заметил И. И. Шишкин. Маститый художник пригласил Гуркина жить к себе и учиться, посодействовав определиться в Академию вольнослушателем. Григорию посчастливилось проучиться у Шишкина всего полгода. На глазах у своего ученика мастер скоропостижно скончался, работая за мольбертом в 1898-м году. 2] Пришлось Гуркину вернуться домой, на Алтай. Но А.А. Киселёв вызвал его назад, в Академию художеств и взял его в свой класс.
Для него была открыта дорога к основательному овладению искусством пейзажа. У Гуркина уже была наработана манера, которая очень напоминала учителя Шишкина. Есть немало картин Гуркина, подтверждающих это утверждение. Ниже смотрите галерею.
В 1903-м году он вернулся на родной Алтай и стал жить с молодой женой и работать учителем в селе Анос, не прекращая своё предназначение живописца.
За несколько лет он окреп и превратился в известного мастера. В 1906-1907 годах удалось организовать в губернском центре, городе Томске , куда входил и Горный Алтай, выставку Гуркина. За десяток лет художник объездил с выставками весь Сибирский край и стал признанным классиком сибирской живописи.
Советский писатель-фантаст И. А. Ефремов в рассказе «Озеро Горных Духов», написанном в 1942—1943 годах, вводит персонаж - художника Чоросова и говорит о его картинах «Корона Катуни», «Хан-Алтай» и «Дены-Дерь» («Озеро Горных Духов»). Загадочные свойства озера, изображённого на последней картине легли в основу сюжета рассказа. В предисловии к собранию своих рассказов И. А. Ефремов прямо называет имя Г. И. Гуркина как автора картины[3].
В дни революции и гражданской войны 1917-1918 годов Гуркин занялся вдруг политическими вопросами, а конкретнее - вопросом самоопределения "инородцев Алтая." При содействии Григория Потанина было принято решение ( на Учредительном съезде 22 февраля 1918 года) об объединении в самостоятельную республику земель, входивших некогда в состав государства Ойрот. Художника уговорили возглавить вновь созданную Каракорум-Алтайскую окружную управу. Но колчаковцы арестовали неудачливого руководителя «за сепаратизм и измену Родине» и отправили в тюрьму города Бийска. Правда, не найдя в его деятельности "практических действий", отпустили. Но Гуркин не стал ждать продолжения и перебрался с семьёй в Монголию, а в 1920-м году- в Туву. В 1925 году Гуркин возвратился в Советский Союз. Художнику вернули дом и усадьбу в Аносе, устроили две выставки в Новосибирске, а в 1926 году — в Москве, где к восхищённому хору самобытным талантом Григория Ивановича Гуркина присоединил свой голос и нарком культуры Луначарский: " Отметим ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чороса-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утончённая техника, я уж не знаю."
Талант художника был востребован, он вёл активную творческую работу, например, делал иллюстрации к алтайскому букварю (более 120 рисунков), иллюстрировал эпос народов Алтая, участвовал в оформлении национальных праздников. Работал он и в графике, и в плакате (Мать и ребёнок", Свободный Алтай", "Старая и новая юрты", "Ясли" и т.д.) Его творчество стало более декоративным.
Рисовал Гуркин не только пейзажи. Есть у него и портреты, и жанровые картины. Это алтайцы, тувинцы и монголы ( в период "добровольного изгнания") в своих национальных костюмах, во время праздников, или обрядовых действий.
Беда пришла, откуда никто не ожидал. По доносу в 1937 году Гуркина арестовали и приговорили к расстрелу по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионской деятельности в пользу Японии. В разных источниках пишут, что его расстреляли ( в Википедии), или же он скончался в заключении. В 1956 году его реабилитировали посмертно.
Одновременно с отцом расстреляли и 34-летнего сына Геннадия, видимо, потому что жили они вместе и работали вместе. Геннадия, как и отца тоже реабилитировали посмертно.
Первенец Гуркиных, Александр погиб в 1914 году , в 19 лет, на Первой мировой. Мария, родилась в 1897-м, умерла в 1965 году. Ангелина (Галина) родилась в 1901 году, умерла в 1948-м. Геннадий родился в 1903 году, расстрелян вместе с отцом в 1937-м. Василий родился в 1907-м, умер в 1961- году.
Все, оставшиеся в живых потомки Г.И. Гуркина приехали на празднование 150-летия его рождения в Горно-Алтайск в январе 2020 года.