Кладбища кораблей, помиральные ямы современного судоходства
Индия, Пакистан, Индонезия, Бангладеш...
Экономическое положение стран, где существуют кладбища кораблей, как правило, находится чуть ниже, чем самое глубокое днище морское, и тушки мертвых гигантов нехило толкают их экономику к̶ ̶с̶в̶е̶т̶л̶о̶м̶у̶ хоть к какому-то будущему.
В одном только Читтагонге (Бангладеш) непосредственно разбором судов занято около 80 тысяч человек, и разбирается там порядка 50% всех почивших с миром судов. 180-250 единиц ежегодно, на береговой полосе, протяженностью более 20 км. Такая старательность принесла Читтагонгу печальное первое место в списке грязнейших мест планеты.
Часть судов ждет разделки на песчаном берегу, а остальная часть ждет очереди, чтобы, аки депрессивный кит, грустно выкатиться на помиральные дюны с приливом. Через пару дней вода уйдет, и рабочие, босыми ногами, двинутся по илу, пропитанному нефтью, химикатами и аццким сатаной к очередному судну, чтобы голыми руками и газовой горелкой отправить его в последний путь по кусочкам.
Раньше в такие места водили туристов, сейчас же простым смертным сюда хода нет. Попасть на такое кладбище почти невозможно, каждое из них огорожено высоким забором, вокруг по периметру стоит охрана с оружием, а рабочие не соглашаются давать интервью из страха потерять работу или голову.
Но и на самом деле, смотреть на этот ужас лучше не стоит. Основная рабочая сила на таких разборах – юные мальцы, которым можно меньше платить. Нищие дети, приписав себе годы и дорисовав усы, разбирают суда по 18 часов в сутки за 2-3 доллара. Они не умеют ни читать, ни писать, а некоторые из них не знают даже когда у них день рождения. Это не шутка, там на самом деле все очень печально.
— Капитан, по курсу корабля айсберг!
— Айсберг по курсу корабля, по-моему, дороговато
(а это шутка)
Начиная с середины 60-х годов более ⅔ судов, списываемых с морского транспортного флота заканчивали свой путь на побережье Индийского океана. Средний срок их службы составлял 25-30 лет. Когда судно доживает свои годы, у владельца судна два выхода: ремонт или просто сдать судно на металлолом, в ловкие руки Бангладешских кудесников. Как правило, второй вариант оказывается выгоднее, чем залатывать дыры в старом ведре.
То, что работа грязнее, чем шлюха портовая, понять несложно. Условия труда – скотские. Перерыв на обед - раз в неделю. Каждый месяц в Читтагонге погибало до 5 рабочих, пока до правительства не дошло, что нужно ввести хоть какие-то минимальные стандарты безопасности.
Стандарты ввели, но рабочим рассказать о них забыли, поэтому на сегодняшний день ситуация сильно не поменялась.
Сейчас гибнет "всего лишь" 50 человек в год, и разные степени инвалидности получают 300-400 человек. Смерти, оторванные конечности, ожоги и переломы разных степеней, все это включено в starter-pack бангладешского работяги, и каждую неделю раздается в случайном порядке.
Вся работа проводится в тотальной антисанитарии, и к тому же, происходит выброс огромного количество вредных веществ в окружающую среду. В воздухе так и витает запах мазута, асбеста и продуктов горения. От количества посторонних химических элементов в атмосфере и почве Читтагонга, Менделеев крутится в гробу с такой скоростью, что может показывать на истинный север, как гирокомпас. Ртуть, свинец, сурьма, даже немножко криптонита.
При разделке судов загрязняется океан, куски металлолома уносятся на глубину на десятки и сотни километров. Их участь очевидна – ржаветь на дне морском, в окрестностях Бикини Боттом. Помимо этого, нефтяные продукты разливаются по поверхности океана, по поверхности прибрежной полосы, по поверхности рабочих, отбирая у них душу и надежду на светлое будущее.
Местные оправдывются тем, что путешествие в Бангладеш - испытание для вашей кармы. Если вы там видите только грязь, значит, грязь у вас в душе. А чистые и светлые люди видят в первую очередь свет в глазах людей.
Какие оптимисты
Зато, за их счет, светлое будущее получают Америка, Германия и Скандинавские страны, которым принадежит 80% этого бизнеса, и сливки на 1-1.2 миллиарда американских пиастр в год, которые собираются холеными магнатами, вопреки всем законам кармы.
Здесь зарыт талант, тут истина, а тут рабочий вчера помер, забыли убрать...
Вот так резко оборву рассказ, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Смотрите ниже
Еще больше интересного про море и мои приключения в море по ссылкам ниже. Подпишись и лайкни, че зашел-то?
Бойтесь судового доктора. Как лечатся моряки в дали от суши.
Чем питаются моряки во время долгих переходов?
Еще больше интересных фактов и историй про СУПЕРТАНКЕР тут (ссылка кликабельна)