Найти тему

Особняк Стахеева: о Дзержинском и Кисе Воробьянинове

После прочтения этой истории вы, проходя мимо дома под номером 14 по Новой Басманной улице, каждый раз будете вспоминать роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (точнее – сцену, в которой Киса Воробьянинов издает нечеловеческий вой, когда узнаёт, что все драгоценности, которые он так долго искал, пропали). А ещё – Дзержинского. Сейчас узнаете, почему именно этих двоих.

В конце XIX века дом 14 по Новой Басманной принадлежал меценату Николаю Стахееву. Купец 1-й гильдии, золотопромышленник, племянник художника Ивана Шишкина и страстный любитель живописи, Стахеев построил этот дом после переезда в Москву из Елабуги. В наследство Николай Дмитриевич получил приличное денежное состояние и налаженный семейный бизнес и благодаря коммерческой смекалке увеличил капитал в несколько раз. Купец Стахеев имел очень широкие коммерческие интересы: торговля хлебом, чаем, лесом, приобретение и разработка золотых приисков, добыча нефти.

Особняк на Новой Басманной и сейчас привлекает взгляд своей красотой. Внутри всё сохранилось со времён Стахеева - увидеть внутреннее убранство можно на экскурсии
Особняк на Новой Басманной и сейчас привлекает взгляд своей красотой. Внутри всё сохранилось со времён Стахеева - увидеть внутреннее убранство можно на экскурсии

Николай Дмитриевич умел не только зарабатывать, но и тратить. Жил он широко, с деньгами расставался «без жалости и сожаления». Много путешествовал, играл в Монте-Карло. Особняк на Новой Басманной, кстати, обошелся купцу в миллион рублей (чтобы понять, насколько это дорого, смело умножайте на 630 – именно столько современных рублей стоил царский рубль).

Когда запахло «жареным» (революцией и войной), Стахеев решил уехать из России. В 1914 году он перебрался в Париж, где продолжил жить «на широкую ногу». Но прогадал: после Октябрьской революции все его прииски, доходные дома и другие богатства были навсегда для него потеряны. Деньги начали заканчиваться, и 66-летний купец решился на отчаянный шаг – в 1918 году он тайно вернулся в столицу, чтобы забрать из своего особняка припрятанные драгоценности.

Но в его особняке к этому времени уже обосновался Наркомат путей сообщения, и когда Стахеев пробрался в дом, его задержали дружинники-железнодорожники. А потом доставили прямиком на Лубянку в кабинет Дзержинского.

Испуганный Стахеев предложил «железному Феликсу» сделку: он отдает клад и раскрывает другие тайники, а его за это отпускают обратно в Париж. Условия были приняты и честно выполнены. Стахеев получал пожизненную пенсию и умер в Париже в 1933 году. Ему был 81 год.

На богатства, найденные в тайниках Стахеева, большевики построили Дворец железнодорожников на Каланчевской площади – он и сейчас там.

Именно купец Стахеев, по многим из версий, стал прототипом Кисы Воробьянинова
Именно купец Стахеев, по многим из версий, стал прототипом Кисы Воробьянинова

По легенде, у Стахеева брали интервью журналисты «Гудка» Ильф и Петров, а потом написали «Двенадцать стульев». Это вряд ли – Стахеев к приезду соавторов в Москву уже давно был в Париже. Но это не помешало ему, прожив яркую и во многом рискованную жизнь, стать прообразом Кисы Воробьянинова.

Этот проект — результат совместной работы общественной организации "Русская Инициатива" и депутата Московской городской Думы Магомета Яндиева. Подписывайтесь на наш канал и не забывайте поставить лайк публикации.