Найти тему
Вещь

Как был утрачен секрет бриллиантовой огранки стали

Весь мир знает тульских мастеров как создателей великолепного оружия. Однако изготавливали они и "мирную" продукцию, которая имела большое художественное значение. Они делали шкатулки, светильники и даже мебель - стулья, столы, кресла. Все это - из стали. Причем, упражнялись в периоды, так сказать, мирной жизни, когда не было больших госзаказов на оружие. Тогда им разрешалось выпускать "гражданскую продукцию". В терминах 18 века - "партикулярную", то есть для частных заказчиков.

Уже у Петра I появились шкатулки тульских мастеров, а для его дочери- императрицы Елизаветы Петровны был сделан набор мебели, включая складывающееся курульное кресло - символ императорской власти.

Курульное кресло для императрицы Елизаветы, изготовленное тульскими заводом Мосолова.  Фото  с сайта Исторического музея blog.mediashm.ru/?tag=kreslo
Курульное кресло для императрицы Елизаветы, изготовленное тульскими заводом Мосолова. Фото с сайта Исторического музея blog.mediashm.ru/?tag=kreslo

К периоду Екатерины II тульские оружейники освоили так называемую бриллиантовую огранку стали. То есть обрабатывали металл таким образом, что он сверкал на солнце и вызывал восхищение зрителей, словно поверхность покрыта драгоценными камнями. Кроме того, в обработке применялось синение, воронение, инкрустации, насечки, использование разных металлов - бронзы, меди. В общем, при богатстве декоративных приемов, она оставалась изящной и искусно отделанной.

Фото с сайта www.metmuseum.org Стол находится в коллекции Музея Метрополитен. За рубеж он попал еще в 18 веке, когда Екатерина II подарила стол своему родственнику Герцогу Ольденбургскому.
Фото с сайта www.metmuseum.org Стол находится в коллекции Музея Метрополитен. За рубеж он попал еще в 18 веке, когда Екатерина II подарила стол своему родственнику Герцогу Ольденбургскому.

Использование металла дает простор для применения новых форм, ведь сталь прочнее, жестче и тяжелее, чем дерево, не требуется укрепления ножек (проножек). В итоге предметы интерьера выглядят куда изящнее традиционных.

Сделать такую мебель полностью из дерева сложно. Сталь дает новые интересные возможности для поиска новых форм. Туалетный столик, изготовленный для Екатерины II  в 1787 году. Фото с сайта  Государственного музея-заповедника Павловск en.pavlovskmuseum.ru
Сделать такую мебель полностью из дерева сложно. Сталь дает новые интересные возможности для поиска новых форм. Туалетный столик, изготовленный для Екатерины II в 1787 году. Фото с сайта Государственного музея-заповедника Павловск en.pavlovskmuseum.ru

Однако все эти творческие поиски были прерваны "гонкой вооружений". В начале 19 века с началом наполеоновских войн тульским оружейникам было запрещено работать по частным заказам, благодаря которым они и совершенствовались в художественных приемах и изготовлении мебели.

А когда к 1824 году запрет был снят, выяснилось, что мастеров, которые могут делать бриллиантовую огранку, уже не осталось, да и спрос изменился, в моду вошли другие стили. Технология была утрачена.

В течение 18 века тульские мастера изготовили около 1500 предметов в технике художественной стали. Сейчас их образцы находятся в государственных музеях, а также в частных коллекциях, некоторая часть - за границей, поскольку нередко такие изделия входили в посольские дары. Зарубежные эксперты ставят тульскую мебель в один ряд с ювелирными изделиями Фаберже - она также ярко характеризует русское искусство, и эти предметы являются подлинными шедеврами мировой художественной культуры.

Технологию восстановили реставраторы

В 60-х годах 20 века потребовалась реставрация шпаги, которую украли из Исторического музея, но воры не смогли продать свою добычу и попытались ее уничтожить, более года шпага лежала в земле. Ее эфес был украшен с применением знаменитой бриллиантовой огранки стали. Реставратору Евгению Буторову потребовалось более 10 лет поисков и усердной работы, чтобы отточить технологию обработки (и это при современных инструментах) и добиться восстановления утраченных деталей.

Интересно и то, что стальной конструктив в мебельное производство вернется в 20-х годах 20 века и даст мощный импульс для новых форм и возможностей. Не прервись традиция в начале 19 века, кто знает, какой была бы мебельная технология сегодня.

Кресло "Барселона" было создано Людвигом Мис ван дер Рое, директором школы Баухауз в 1929 году для Испанского короля. С точки зрения формы - это курульное кресло. Совсем как то, что делали тульские оружейники для императрицы Елизаветы Петровны.  This file is licensed under the Creative Commons
Кресло "Барселона" было создано Людвигом Мис ван дер Рое, директором школы Баухауз в 1929 году для Испанского короля. С точки зрения формы - это курульное кресло. Совсем как то, что делали тульские оружейники для императрицы Елизаветы Петровны. This file is licensed under the Creative Commons

Еще материалы из рубрики #гордимся русскими мастерами