Весь мир знает тульских мастеров как создателей великолепного оружия. Однако изготавливали они и "мирную" продукцию, которая имела большое художественное значение. Они делали шкатулки, светильники и даже мебель - стулья, столы, кресла. Все это - из стали. Причем, упражнялись в периоды, так сказать, мирной жизни, когда не было больших госзаказов на оружие. Тогда им разрешалось выпускать "гражданскую продукцию". В терминах 18 века - "партикулярную", то есть для частных заказчиков.
Уже у Петра I появились шкатулки тульских мастеров, а для его дочери- императрицы Елизаветы Петровны был сделан набор мебели, включая складывающееся курульное кресло - символ императорской власти.
К периоду Екатерины II тульские оружейники освоили так называемую бриллиантовую огранку стали. То есть обрабатывали металл таким образом, что он сверкал на солнце и вызывал восхищение зрителей, словно поверхность покрыта драгоценными камнями. Кроме того, в обработке применялось синение, воронение, инкрустации, насечки, использование разных металлов - бронзы, меди. В общем, при богатстве декоративных приемов, она оставалась изящной и искусно отделанной.
Использование металла дает простор для применения новых форм, ведь сталь прочнее, жестче и тяжелее, чем дерево, не требуется укрепления ножек (проножек). В итоге предметы интерьера выглядят куда изящнее традиционных.
Однако все эти творческие поиски были прерваны "гонкой вооружений". В начале 19 века с началом наполеоновских войн тульским оружейникам было запрещено работать по частным заказам, благодаря которым они и совершенствовались в художественных приемах и изготовлении мебели.
А когда к 1824 году запрет был снят, выяснилось, что мастеров, которые могут делать бриллиантовую огранку, уже не осталось, да и спрос изменился, в моду вошли другие стили. Технология была утрачена.
В течение 18 века тульские мастера изготовили около 1500 предметов в технике художественной стали. Сейчас их образцы находятся в государственных музеях, а также в частных коллекциях, некоторая часть - за границей, поскольку нередко такие изделия входили в посольские дары. Зарубежные эксперты ставят тульскую мебель в один ряд с ювелирными изделиями Фаберже - она также ярко характеризует русское искусство, и эти предметы являются подлинными шедеврами мировой художественной культуры.
Технологию восстановили реставраторы
В 60-х годах 20 века потребовалась реставрация шпаги, которую украли из Исторического музея, но воры не смогли продать свою добычу и попытались ее уничтожить, более года шпага лежала в земле. Ее эфес был украшен с применением знаменитой бриллиантовой огранки стали. Реставратору Евгению Буторову потребовалось более 10 лет поисков и усердной работы, чтобы отточить технологию обработки (и это при современных инструментах) и добиться восстановления утраченных деталей.
Интересно и то, что стальной конструктив в мебельное производство вернется в 20-х годах 20 века и даст мощный импульс для новых форм и возможностей. Не прервись традиция в начале 19 века, кто знает, какой была бы мебельная технология сегодня.
Еще материалы из рубрики #гордимся русскими мастерами