Здравствуйте, дорогие друзья!
И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.
В сегодняшней статье пойдет речь об изданиях альбомов одного из моих любимых гитаристов, композиторов, авторов песен и прочее – Стиве Хэкетте (Stephen Richard Hackett). Большинству аудитории Хэкетт известен как гитарист прог-роковой британской группы Genesis, но не менее интересно исследовать другу сторону его творчества – сольные работы и участие в других проектах. Сразу оговорюсь, что я не разделяю гитаристов по типу, кто круче сыграет соло или кто самый виртуозный исполнитель, следовательно не вижу оснований ставить на одну доску Хэкетта и того же, скажем, Блэкмора. Стив интересен в другой ипостаси – он интересен как человек, создающий интересную музыку. А это главное! И это не пустые слова, как мы убедимся ниже на примерах различных композиций, поэтому в этот раз я несколько отступлю от традиционной манеры рассмотрения альбомов исключительно на виниле, и максимально коснусь сольного творчества Стива Хэкетта, альбомы которого выходили также и на CD.
1. Юные годы (1968-1970)
Период нахождения Хэкетта в составе группы Genesis (декабрь 1970 – октябрь 1977 года) мы рассматривать не будем по причине того, что статья про издания альбомов Genesis уже есть в нашей рубрике, а начнем с того, как вообще этот музыкант появился на мировой сцене.
Стив начал осваивать гитару примерно в 12 лет, по его признанию, на него оказали влияние как классическая и оперная музыка, так и различные исполнители, от Андреса Сеговии, Питера Грина, Джимми Хендрикса до King Crimson и YES. Естественно, куда без The Beatles. Что ж, хороший вкус и желание следовать игре тех, кто составил первое мировоззрение о мире музыки и прежде всего, гитары, отложило отпечаток на творчестве будущего музыканта, а первым его крупным успехом в юные годы можно считать участие в группе Canterbury Glass.
Группа в прямом смысле слова потерялась, так как ее единственный альбом Sacred Scenes And Characters, записанный в 1968 году и состоящий из 6 прог-арт-роковых композиций (всего музыканты сочинили 8 композиций, но две были безвозвратно потеряны), стал доступен слушателям только в 2007 году, фактически 40 лет спустя. Именно на этом альбоме в композиции «Prologue» Хэкетт исполнил гитарные партии. Весьма неплохо, надо отметить. На виниле этот альбом появился в 2010 году на лейбле Stamford Audio в Европе, издания раскрывались.
Есть сведения об участии Хэкетта в других малоизвестных проектах, но до зачисления в группу Genesis первым полноценным альбомом, где он отметился, стала группа Quiet World, созданная в 1969 году тремя братьями - Джоном, Ли и Нилом Хизерами.
Команда выпустила только один студийный альбом под названием The Road, который вышел в 1970 году на лейбле Dawn в Англии и Японии (был переиздан на виниле в 2017 году в Англии на лейбле Music On Vinyl). Первые издания раскрывались (насчет переизданий не могу сказать утвердительно, естm ли там разворот), японское издание комплектовалось традиционной 4-х страничной вкладкой с текстами песен на японском языке.
Могу сказать, что после внимательного прослушивания это весьма многообещающий альбом, построенной в стиле прог/психоделик-рок, и весьма вероятно, что если бы группа продолжила выпускать альбомы, то определенно имела бы будущее. Но для нас здесь любопытным фактом является участие в этой группе младшего брата Стива – Джона Хэкетта, который примет участие в записи большинства сольных альбомов старшего брата. Джон получил академическое музыкальное образование, владел игрой на гитаре, бас-гитаре, клавишных и флейте, прежде всего игра на флейте будет придавать шарма композициям на сольных альбомах Хэкетта. Лично для меня это один из любимых инструментов после фортепиано и скрипки. Кстати, творческий путь Джона Хэкетта, как и у брата, был весьма насыщенным, он играл в ряде групп и выпустил ряд сольных альбомов.
2. Музыкальный мир Стива Хэкетта (1975-1983 года)
Музыкальный мир, придуманный в голове Стива Хэкетта и воплощенный им в музыке, весьма обширен, почему я считаю его одним из талантливейших композиторов (не в ущерб другим, конечно). Во избежание разночтений, классифицировать музыку Стива я не буду, отмечу, что начав с уверенного прог-рока, по большому счету (на момент выхода последнего студийного альбома в 2019 году) он им и закончил, несколько модернизировав. В обширной дискографии мы можем услышать как качественный (порой, просто изумительный) прог-рок, так и акустические зарисовки, классические композиции (неоклассика), симфо-прог с элементами индастриала, и какой-то собственный стиль, который проще именовать как «new wave» по-Хэкеттски.
В дискографии насчитываются 25 студийных и 18 концертных альбомов. В статье, ввиду обширности материала, речь пойдет только о студийных работах, представляющих наибольший интерес с точки зрения музыкальных стилей.
Ключевыми персонами в музыкальном мире были уже упомянутый младший брат Джон Хэкетт, который разбавлял композиции потрясающей игрой на флейте, Стив Магнус, британский клавишник, создавший интересный клавишный фон прежде всего на альбомах Хэкетта с 1979 по 1993 года, и его вторая по счету супруга – бразильская художница и ювелир Ким Пур. Последняя персона может вызвать закономерный вопрос – причем здесь музыка? Правильно, не причем, зато Ким была знакома с Хэкеттом задолго до замужества и явилась автором художественного оформления работ большинства обложек его альбомов, начиная с первого, и до 2007 года. Кстати, Хэкетт пробыл с ней в браке 26 лет, с 1981 по 2007 года, что весьма существенный срок. Ким рисовала акварелью и в стиле пуантилизма (манера рисования мазками точечной или прямоугольной формы). Важно упомянуть здесь и такого деятеля как Роджер Кинг (программирование, клавишные), начавший играть заметную роль в музыке Хэкетта, начиная с 2003 года.
Первый период творчества Стива (1975-1983 года) был инспирирован плодотворной работой в составе Genesis, чья музыка, несомненна, отложила отпечаток на сольные работы, между тем, по словам самого Хэкетта, участие в Genesis не давало ему полностью раскрыться как творческой личности. Дебютный альбом Voyage of the Acolyte вышел в октябре 1975 года, когда Хэкетт был полноценным участником Genesis. Именно работа над созданием дебютника, которая проходила при плотном графике и гастролях в поддержку концептуального альбома The Lamb Lies Down on Broadway (1974), предопределила в скором уход Хэкетта из группы. Надо отметить, что некоторые композиции, не вошедшие в репертуар Genesis, но к сочинению которых Хэкетт приложил усилия, нашли свое место на дебютном альбоме. Участие в записи, помимо этого, приняли участники Genesis - барабанщик Фил Коллинз и бас-гитарист Майк Резерфорд.
Ведущим лейблом, выпускавшим пластинки в период с 1975 по 1979 года, являлся Charisma (все ведущие страны) и Chrysalis (исключительно в США). В Японии, европейских странах (Англия, Германия, Нидерланды, Португалия, Франция) и Канаде альбом вышел в 1975 году, в Штатах, Новой Зеландии, Бразилии – в 1976 году. Перечисленные издания раскрывались (кроме новозеландского), в Аргентине альбом вышел на лейбле Philips (не раскрывался). Вкладки и иная комплектация отсутствовала. Последний выход на виниле датирован 2016 годом в Европе на лейбле Charisma. В моей коллекции альбом представлен английским переизданием 1984 года, что характерно синеватым цветом «пятака» этого лейбла.
На мой взгляд, это один из самых «сочных» сольных прог-роковых альбомов 1970-х годов в принципе. И местами, Хэкетт даже превзошел по уровню исполнения самих Genesis, что особенно чувствуется по таким композициям как «Ace of Wands», «A Tower Struck Down» (на которой присутствуют ноты какой-то психоделии и индастриала) и эпическое 11-минутное полотно с гармоничным женским вокалом сестры известного композитора Майкла Олдфилда Салли Олдфилд «Shadow of the Hierophant» (написана в соавторстве с Резерфордом). Скажу даже больше – на этом альбоме вообще нет проходных песен, все как одна прекрасны, словно это витраж, образующий единое целое из различных кусочков стекла. Альбом Хэкетт посвятил своей (будущей на том момент) жене Ким Пур. Любопытно, что альбом не наполнен вокальными партиями, что для такого стиля как прог особенно ценно: большинство слушателей все равно не понимают, о чем поется (за исключением, конечно, англоязычных), главное это музыкальный материал. Но это только мое мнение! Еще одно замечание: Хэкетт никогда мастерство вокалирования не оттачивал, поэтому приглашал для исполнения здесь и далее различных певцов и певиц, хотя на композиции «The Hermit» присутствует его искаженный эффектами вокал. На композиции «Star of Sirius» вокальные партии исполнил Фил Коллинз.
Второй сольный альбом Please Don't Touch! выходит спустя три года, в апреле 1978 года, когда Хэкетт уже покинул Genesis. Он стал по структуре исполнения продолжением дебютного альбома, но здесь Стив решил разнообразить палитру музыкальных красок, сделать альбом несколько выразительнее предыдущего, вследствие чего на альбоме появляется больше вокальных партий различных исполнителей, среди которых можно услышать Стива Уолша (на композициях «Narnia» и «Racing in A»), знакомого по исполнению вокала и игре на клавишных в американской группе Kansas. Среди других известных музыкантов можно отметить скрипача из Van Der Graaf Generator Грэма Смита. Ну, и конечно, волшебно звучащая флейта Джона Хэкетта на композиции «Kim» (посвящена той самой, ну, вы поняли…).
Альбом не раскрывался, но английские, австралийские, немецкие, французские, испанские, итальянские, норвежские, а также штатовские и канадские издания комплектовались вкладкой, где с одной стороны были напечатаны цветные студийные фотографии. Кстати, Ким Пур в этот раз участия в оформлении обложки не принимала, но разработала художественную концепцию вкладки. При этом в английских изданиях вкладка вышла с отрезанными верхними углами, тогда как в остальных изданиях вкладка была стандартной квадратной формы. Как и первый альбом, этот был переиздан на Charisma в Европе в 2016 году.
Целесообразно отметить задумку Хэкетта сделать переход между трэками как бы «бесшовным», т.е. одна композиция логически перетекает в другую. Я считаю такое построение идеальным в любом альбоме, в независимости от стиля исполнения (но это, опять же, мое мнение). Подобное можно услышать на второй стороне пластинки , где трэки представляют собой единое целое.
Спустя год в мае 1979 года Хэкетт выпускает третий сольный альбом под названием Spectral Mornings. В записи этого альбома приняли участие Пит Хикс (лидер вокал), Ник Магнус (клавишные), Дик Кэдбери (бас-гитара, бэк-вокал), Джон Ширер (перкуссия), естественно, Джон Хэкетт (флейта и др. инструменты). Эти музыканты станут постоянными компаньонами Стива по 1980 год включительно (именно в таком составе), что фактически свидетельствует о формировании Хэкеттом группы. Данный альбом можно также рассматривать как вершину первого этапа творчества, получился он намного более гармоничным и сложным по сравнению со вторым альбомом, о чем свидетельствуют такие композиции как «Every Day», «The Red Flower of Tachai Blooms Everywhere» (японские мотивы), «Clocks – The Angel of Mons» (мрачная эпическая композиция) и в особенности «Tigermoth», наполненная драматизмом и наваждением. Здесь важно отметить, в качестве ремарки, что музыка Хэкетта – это не просто набор мелодий, в каждую композицию он вкладывал какой-то смысл, т.е. композиции были посвящены каким-то событиям или инспирированы чьим-либо творчеством. К примеру, та же «Tigermoth» посвящена погибшим летчикам времен Первой мировой войны, и композиция исполняется с соответствующим драматизмом.
Альбом вышел в тех же странах, что и предыдущий, только в этот раз был совсем прост в оформлении: не раскрывался, вкладки или что-то иное отсутствовало. Впрочем, тексты основных песен были напечатаны на задней стороне обложки. Между тем, французское издание вышло с «пятаками» черного цвета – достаточно редкое явление, я, по крайней мере, таких живьем никогда не встречал на этом лейбле (см. кат.номер Charisma – 9103 127). На других альбомах Хэкетта французские издания будут выходить с такими же «пятаками».
В июне 1980 года Хэкетт выпускает четвертую работу под названием Defector, которая становится более востребованной, чем даже вторая или третья работы. Что ж, вполне заслуженное мнение об этом альбоме, который получился таким же двойственным - красивые и одновременно мрачно-эпические мелодии, к примеру, «The Steppes» (с аккомпанирующей флейтой), «Slogans», «Jacuzzi». Между тем, это первый альбом, который достиг многообразия по комплектации. Речь о вкладках: в английских, австралийских и нидерландских изданиях вкладка содержала текст и фото только с одной стороны, в немецких, испанских, канадских и штатовских изданиях вторая сторона вкладки была дополнена черно-белым фото Стива Хэкетта, при этом в канадском издании фото было несколько видоизменено (из-за наклона головы). Английские издание комплектовались также цветным постером на 4 разворота. Да, в Штатах альбом вышел в этот раз на лейбле Charisma.
Пятый альбом, вышедший в августе 1981 года под названием Cured, привел поклонников и музыкальных критиков в некоторое замешательство. Дело в том, что по стилистике песни были выполнены в более поп-ориентированном ключе, что заставило многих заявить об окончании классического периода в творчестве Хэкетта. Несомненно, 1980-е года внесли коррективы в более «мягкое» звучание многих групп, которые начали свои карьеры в 1967-1969 годах (далеко ходить не надо – Genesis, которые в составе трио начали сочинять в этот период откровенную попсу), между тем, в случае с Хэкеттом не все так просто. Да, соглашусь всецело, что пятый альбом уступил по сложности аранжировок предыдущим четырем работам, между тем на нем можно обнаружить интересные песни типа «The Air-Conditioned Nightmare» или «Overnight Sleeper», которые напоминают по структуре «Clocks – The Angel of Mons» или «Slogans». Но дело в другом: Хэкетт после тура в поддержку альбома Defector, распускает «гастрольный коллектив» музыкантов, оставив только своего брата Джона и Магнуса. Фактически, альбом Cured явился творческим дуэтом Хэкетта и Магнуса, поэтому он кажется не столько поп-ориентированным, сколько чрезмерно синтезаторным. Зато Хэкетт наконец-то попробовал себя не на микшированном, а на чистом вокале.
Издания альбома не раскрывались, но комплектовались в ведущих странах Европы, а также Австралии, Японии, США и Канаде вкладкой с фотографией Хэкетта и его ставшей в августе 1981 года официальной женой Ким Пур и текстами песен (сделанное ею фото супруга и помещено, собственно, на конверт). К выпускающим странам добавилась Югославия (лейбл Philips), в США альбом выпустил лейбл Epic, в Канаде лейблами были Charisma и Epic.
В апреле 1983 года выходит шестой студийный альбом под названием Highly Strung. Как и предыдущий, его звучание отошло от сложных прог-роковых концепций первых четверых альбомов, многие опять посчитали его поп-ориентированным. Опять все верно, зато здесь приоткрывается завеса того, почему Хэкетт стал сочинять несколько другую музыку (с учетом его разноплановости как композитора): отношения с ведущим лейблом Charisma у Стива испортились как раз по причине невозможности самореализации. Лейбл настаивал на том, какую музыку играть для слушателей, а не то, чего хочет сам исполнитель и автор песен. Это знакомо, поэтому на этом альбоме контракт с Charisma у Хэкетта и закончился, собственно. В свою очередь, отход от традиционного прог-рокового звучания не помешал Стиву выдать очень интересные композиции типа «Camino Royale», «Always Somewhere Else» и «Hackett to Pieces» (две последние инструментальные, первая и третья написана в соавторстве с Магнусом). Кстати, команда участников опять расширилась до 6 человек, а за ударную установку был приглашен Ян Мосли, который сделает в скором будущем карьеру в группе Marillion.
Альбом вышел на тех же лейблах (Европа, Япония, Бразилия – на Charisma, США и Канаде – на Epic). Нужно отметить, что в американских версиях вкладка была полностью черно-белой (черный текст и рисунки на белом фоне), в европейских версиях текст и рисунки были малинового цвета, в японской версии – текст и рисунки синего цвета.
В октябре 1983 года Хэкетт выпускает первый в своей сольной карьере акустический альбом под названием Bay of Kings (он же считается седьмым студийным). Все композиции на альбоме исполняются Стивом на шестриструнной гитаре, редко появляется флейта Джона и легкий клавишный фон Магнуса на композиции «Calmaria». На виниле альбом был представлен не так широко, по сравнению с предыдущими работами: в Европе он вышел на новом лейбле Lamborghini Records (причем только в Англии, Германии, Италии и Скандинавии), в США и Канаде альбом вышел на Chrysalis, в Японии – на Chrysalis и Music Interior. Издания не раскрывались, ничем не комплектовались. Оригинальная обложка включала художественную работу Ким Пур в виде обнаженной женщины, лежащей на волнах, в переизданиях на CD в 1990-х годах, на обложке был размещен другой рисунок Пур – сам Хэкетт, играющий на акустической гитаре. Японское же виниловое издание изначально вышло с нейтральной обложкой.
Вот с этого альбома, пожалуй, и стоит рассматривать завершение классического периода в сольной карьере, потому что дальнейшие работы Стива будут представлять из себя поиск новых форм выражения мыслей. Между тем, композитор продемонстрировал слушателем как мастерство игры на акустической гитаре, так и расширил границы своего музыкального мира. При этом отдавая дань уважения на этом альбоме, в том числе, признанному испанскому классику гитары Андресу Сеговии (в будущем Стив к нему еще будет обращаться). Конечно, не всем этот альбом придется по вкусу, наверное, только самым ярым поклонникам "шестиструнки".
Что ж, дорогие друзья, на этом первую часть дилогии я завершаю. Во второй части мы продолжим знакомство с творчеством этого замечательного композитора.
Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких.
Читать вторую часть
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.