Обыкновенный пассажир, едущий из точки А в точку Б на пассажирском поезде, вряд ли обратит внимание на подобные вещи, но наблюдательный путешественник наверняка заметит то и дело отходящие от современной трассы Транссибирской магистрали поросшие ельником старые насыпи с каменными арками или попадающиеся время от времени полуразрушенные опоры каменных мостов.
Подобные объекты можно явственно наблюдать на участке примерно от Ачинска в Красноярском крае до Тайшета в Иркутской области.
Например, проезжая в восточном направлении станцию Зеледеево, можно наблюдать уходящую в сторону насыпь, ставшую теперь автомобильной дорогой, по обе стороны которой стоят частные усадьбы (сейчас это ул. Северная в поселке Зеледеево, Красноярский край). Однако если посмотреть на это место со спутниковой карты, становится очевидно, что углы изгибов на этой теперь уже автомобильной дороге явно говорят о её железнодорожном прошлом.
Со спутника в тайге заметна просека с плавными изгибами, которую частично используют дачники для подъезда к своим участкам.
Чуть дальше на восток в районе садовых товариществ есть еще одно свидетельство того, что раньше в стороне от нынешнего Транссиба пролегала железная дорога - руины каменного моста.
Координаты: 56.099700, 92.166090
В Сети можно найти фото этого моста в его лучшие годы. Паровоз и вагоны на фото 1899 года не оставляют сомнений в назначении этого сооружения.
Впрочем, дата фотографии показывает, что поезда по этой линии ходили не так уж и давно - всего чуть больше 100 лет назад, что напрочь развеивает теории о "допотопной" железной дороге в Сибири.
Еще немного ближе к Красноярску близ поселка Известковый - старинная каменная труба на реке Крутая Кача. Сейчас над ней также ездят машины местных жителей и дачников.
Становится очевидным, что железная дорога в Сибири если не строилась дважды, то, как минимум, существенно перестраивалась. И если до Красноярска старый и новый маршрут пролегают относительно близко друг к другу, то восточнее Красноярска новое полотно было проложено местами в десятках километров от старого! Изменение маршрута Транссибирской магистрали предопределило дальнейшую судьбу многих населенных пунктов региона.
Например, поселку Камарчага в Красноярском крае повезло. Изначально при прокладке магистрали станцию "Камарчага" разместили на южной окраине поселка, а рядом для технических нужд станции на реке Малая Камарчага обустроили пруд.
На старой карте железная дорога также проходит южнее современной магистрали, а станция расположена на берегу реки Малая Камарчага у пруда.
При реконструкции Транссибирской магистрали железную дорогу проложили севернее. Тем не менее, к счастью для жителей, поселок Камарчага не остался без станции - её просто перенесли на другую окраину.
А у пруда на месте бывшей станции до наших дней сохранилось водоподъемное здание конца XIX века.
Оно же на фоне пруда:
Увы, многим другим населенным пунктам повезло меньше: новый путь к Тихому Океану проложили в стороне от бывших станций. Об этом читайте в продолжении, которое уже вышло!
И все же остается вопрос: зачем понадобилось строить новый Транссиб?