Найти тему
ВОЛЬНЫЙ СИБИРЯК

В Сибири была железная дорога до современного Транссиба? (Часть 1)

Обыкновенный пассажир, едущий из точки А в точку Б на пассажирском поезде, вряд ли обратит внимание на подобные вещи, но наблюдательный путешественник наверняка заметит то и дело отходящие от современной трассы Транссибирской магистрали поросшие ельником старые насыпи с каменными арками или попадающиеся время от времени полуразрушенные опоры каменных мостов.

Подобные объекты можно явственно наблюдать на участке примерно от Ачинска в Красноярском крае до Тайшета в Иркутской области.

Например, проезжая в восточном направлении станцию Зеледеево, можно наблюдать уходящую в сторону насыпь, ставшую теперь автомобильной дорогой, по обе стороны которой стоят частные усадьбы (сейчас это ул. Северная в поселке Зеледеево, Красноярский край). Однако если посмотреть на это место со спутниковой карты, становится очевидно, что углы изгибов на этой теперь уже автомобильной дороге явно говорят о её железнодорожном прошлом.

Траектория бывшей железной дороги в районе п. Зеледеево, Красноярский край
Траектория бывшей железной дороги в районе п. Зеледеево, Красноярский край

Со спутника в тайге заметна просека с плавными изгибами, которую частично используют дачники для подъезда к своим участкам.

Когда-то здесь сквозь тайгу ходили поезда. Сейчас ездят дачники и любители офф-роуда. Фото: maps.google.com Автор: conder1202
Когда-то здесь сквозь тайгу ходили поезда. Сейчас ездят дачники и любители офф-роуда. Фото: maps.google.com Автор: conder1202

Чуть дальше на восток в районе садовых товариществ есть еще одно свидетельство того, что раньше в стороне от нынешнего Транссиба пролегала железная дорога - руины каменного моста.

Оранжевым пунктиром обозначена старая насыпь железной дороги
Оранжевым пунктиром обозначена старая насыпь железной дороги

Координаты: 56.099700, 92.166090

Мост через р. Гладкая Кача. Сейчас инженерное сооружение, точнее, то, что от него осталось, выглядит так. Фото: kras-yarsk.livejournal.com
Мост через р. Гладкая Кача. Сейчас инженерное сооружение, точнее, то, что от него осталось, выглядит так. Фото: kras-yarsk.livejournal.com

В Сети можно найти фото этого моста в его лучшие годы. Паровоз и вагоны на фото 1899 года не оставляют сомнений в назначении этого сооружения.

Фото: Иван Робертович Томашкевич, 1899 г.
Фото: Иван Робертович Томашкевич, 1899 г.

Впрочем, дата фотографии показывает, что поезда по этой линии ходили не так уж и давно - всего чуть больше 100 лет назад, что напрочь развеивает теории о "допотопной" железной дороге в Сибири.

Еще немного ближе к Красноярску близ поселка Известковый - старинная каменная труба на реке Крутая Кача. Сейчас над ней также ездят машины местных жителей и дачников.

Старинная водопропускная труба на р. Крутая Кача. теперь над ней автодорога
Старинная водопропускная труба на р. Крутая Кача. теперь над ней автодорога

Становится очевидным, что железная дорога в Сибири если не строилась дважды, то, как минимум, существенно перестраивалась. И если до Красноярска старый и новый маршрут пролегают относительно близко друг к другу, то восточнее Красноярска новое полотно было проложено местами в десятках километров от старого! Изменение маршрута Транссибирской магистрали предопределило дальнейшую судьбу многих населенных пунктов региона.

Например, поселку Камарчага в Красноярском крае повезло. Изначально при прокладке магистрали станцию "Камарчага" разместили на южной окраине поселка, а рядом для технических нужд станции на реке Малая Камарчага обустроили пруд.

Пунктиром обозначен первоначальный маршрут Транссиба близ ст. Камарчага
Пунктиром обозначен первоначальный маршрут Транссиба близ ст. Камарчага

На старой карте железная дорога также проходит южнее современной магистрали, а станция расположена на берегу реки Малая Камарчага у пруда.

Транссиб в районе Камарчаги на карте 1919 года. Характерный зигзаг современного хода магистрали, расположенный севернее, отсутствует.
Транссиб в районе Камарчаги на карте 1919 года. Характерный зигзаг современного хода магистрали, расположенный севернее, отсутствует.

При реконструкции Транссибирской магистрали железную дорогу проложили севернее. Тем не менее, к счастью для жителей, поселок Камарчага не остался без станции - её просто перенесли на другую окраину.

А у пруда на месте бывшей станции до наших дней сохранилось водоподъемное здание конца XIX века.

Фото: https://yas58.livejournal.com Автор: Сергей Ятмасов
Фото: https://yas58.livejournal.com Автор: Сергей Ятмасов

Оно же на фоне пруда:

-10

Увы, многим другим населенным пунктам повезло меньше: новый путь к Тихому Океану проложили в стороне от бывших станций. Об этом читайте в продолжении, которое уже вышло!

И все же остается вопрос: зачем понадобилось строить новый Транссиб?

Поддержите канал лайком и подпиской, чтобы не пропустить последние новости и интересные факты о нашей прекрасной Родине!