Найти тему
F1 Ревю

У Мерседеса теперь штурвал. Как устроена DAS?

Оглавление

На предсезонных тестах многие удивились тому, как, а вернее в скольких плоскостях работает руль на болиде Mercedes F1 W11, и удивиться было чему, ведь на видео с болида Льюиса Хэмилтона все увидели то, как пилот тянет руль на себя и от себя, тем самым меняя схождение передних колёс.

Новую систему в чемпионской команде назвали DAS - Dual Axis Steering, что можно перевести как две оси вращения рулевого колеса, и это в точности передаёт суть разработки.


Зачем нужен DAS?

Два момента: для того, чтобы бороться с переохлаждением шин на прямых, ведь при обычном, статичном положении колёс, внешняя часть покрышек не имеет достаточного контакта с дорожным полотном и излишне охлаждается, и к моменту входа в поворот гонщик имеет не оптимальную температуру передних шин, что может привести к нежелательному скольжению на внешний радиус (недостаточная поворачиваемость) и более высокому расходу резины.
Так же DAS решит ещё одну проблему: на прямых у колеса с нулевым схождением будет меньшая площадь лобового сопротивления, а значит оно будет генерировать меньше вредных аэродинамических завихрений. Но фактически Джеймс Эллисон, технический директор Мерседеса, не без удовольствия сообщил прессе, что новинка «обеспечивает рулевому управлению дополнительный функционал» и что «детали работы этой системы мы оставим при себе». Да, описание расплывчатое, но иного мы и не ожидали.

Джеймс Эллисон, технический директор Mercedes
Джеймс Эллисон, технический директор Mercedes

Вид на кокпит болида Валттери Боттаса
Вид на кокпит болида Валттери Боттаса

Зачем нужен DAS? Версия №2

Но есть и другая версия, высказанная техническим экспертом Крэйгом Скарборо: он предположил, что изменение развала это одна из функций, которую несёт DAS, а вторая - это изменение дорожного просвета болида, что прямо влияет на аэродинамическую эффективность болида, ведь под днищем может проходить как увеличенный, так и уменьшенный за счёт DAS объём воздуха. Именно эта версия взорвала умы болельщиков по всему миру, и именно эту версию стали активно обсуждать на профильных ресурсах, подводя это к обсуждениям того, зачем и без того невероятно успешной и доминирующей команде такие вещи, которые находятся в "серой" зоне регламента. Напомню, что согласно техническому регламенту F1, изменять геометрию подвески во время гонки категорически запрещено, об этом гласит пункт 10.2.3 правил: «ни один из параметров работы подвески не может быть скорректирован, когда автомобиль находится в движении».

Схема DAS, набросок в тетради Крэйга Скарборо на предсезонных тестах в Барселоне
Схема DAS, набросок в тетради Крэйга Скарборо на предсезонных тестах в Барселоне

Конечно, у системы DAS сразу нашлись противники, и главным из них оказался Red Bull. Быки проанализировали работу системы и с их стороны оказалось, что DAS нарушает регламент именно по части изменения настроек подвески. Вот что заявил о новинке советник Red Bull по автоспорту, доктор Хельмут Марко:

Если во время движения гонщик может изменить развал или схождение, значит он может управлять пятном контакта с дорожным полотном. Но самое главное, что это также в некотором виде изменяет величину дорожного просвета. Данные действия строго запрещены ФИА. Система функционирует как активная подвеска, а значит попадает под запрет.

Как работает DAS? Версия и визуализация от пользователя Reddit

Так как в самой команде Мерседес не раскрывают детали работы системы DAS, то на фанатских и профильных ресурсах появляется всё больше интересных версий и догадок. Я решил запостить сюда одну из них, пользователь Reddit под ником midnightenemy2 опубликовал концепт работы системы. Дзен не поддерживает код с Реддита, поэтому делюсь этим же видео с Ютюба:

Как видно на ролике, предположение заключается в том, что используются две рулевые рейки, которые при привычном вращении руля перемещаются синхронно, но за счет смещения рулевой колонки вперйд и назад (от себя и на себя), они смещаются относительно друг друга, в результате меняется и схождение колёс

Протест Red Bull и вынесение решение FIA


В последствии, 3 июля 2020 года, команда Red Bull подала официальный протест в FIA относительно легальности использования DAS на болиде Льюиса Хэмилтона. В команде сослались на статьи 3.8, 10.2 и 10.3 технического регламента, где речь идёт о жёсткости и неподвижности аэродинамических устройств и запрете на изменения в системе подвески во время движения.

Официальный протест, поданный Red Bull Racing в FIA относительно легальности системы DAS на болиде №44 Льюиса Хэмилтона
Официальный протест, поданный Red Bull Racing в FIA относительно легальности системы DAS на болиде №44 Льюиса Хэмилтона

Но рассмотрев все обстоятельства этого дела, стюарды отклонили протест. Команда Мерседес сможет пользоваться системой DAS по ходу всего сезона-2020, но при этом же в FIA сообщили, что приняли решение запретить DAS с сезона 2021, такая вот двусмысленность.

То есть ответ на вопрос "а это вообще законно?" звучит утвердительно. Да, это законно, но с 2021 уже незаконно. В общем, странное решение как по мне, но главное что мы получили ответ.

Итог

Что мы имеем в сухом остатке? Система DAS работает, её легальность признали в FIA, но команды-соперники Mercedes всё ещё не уверены в её легальности. Команда Mercedes продолжает выигрывать гонки с огромным отрывом от ближайших преследователей, а Льюис Хэмилтон как выдавал супер-быстрые круги на старых шинах под конец гонки, так их и выдаёт. Влияет ли на всё это DAS? В заголовке я предположил, что DAS поможет Мерседесу выиграть седьмой титул, но всё же моё мнение - если и поможет, и если даже DAS влияет на скорость болидов, то не сильно. Просто в этом сезоне команды, с которыми конкурирует Mercedes, несколько сдали свои позиции, чем ещё больше упрочили лидерство серебряных стрел. На этом фоне уже нет понимания, что именно работает в Мередесе так революционно и инновационно, ведь когда ты привозишь секунду с круга ближайшему преследователю, сложно выделить один фактор, который на это влияет, скорее всего этих факторов при таких отрывах будут десятки. Так что ждём когда Red Bull, Ferrari или Racing Point решат свои проблемы, подтянутся ближе к лидерам чемпионата и у нас появится возможность сравнить работу с шинами в Мерседесе и в командах-соперниках.

Льюис Хэмилтон в погоне за Алексом Албоном на гран при Австрии
Льюис Хэмилтон в погоне за Алексом Албоном на гран при Австрии

Что думаете по поводу DAS? Революция, или очередное использование "серых зон" регламента? Повлечёт ли это за собой ещё большее доминирование Mercedes?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии!