Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы. Гадкий утенок. "Худ".

Завершение в середине 80-х годов эры Барнаби в британском, а значит во многом, и в мировом кораблестроении, поставило вопрос выбора дальнейшего пути развития "капитальных кораблей", линкоров века брони и пара. Состояние флота владычицы морей в этот период было далеко не блестящим, ближайшие преследователи и постоянные соперники французы почти догнали Британскую империю по числу броненосцев. При этом, практически по общему мнению, качество и мощь французских броненосцев были выше.

Британцы за свой статус сражались отчаянно. Было обновлено руководство флота, казенные верфи прошли полную модернизацию. Оставалось определиться с конструкцией основного боевого корабля. В конце 80-х состоялось судьбоносное Совещание, где определялся облик броненосца новой эпохи.

Новый Главный конструктор флота Уильям Уайт, разработавший концепцию барбетного мореходного броненосца, победил со счетом 7:1. Семь новых броненосцев вошли в строй Королевского флота как тип "Ройал Соверен", образец стандарта флота на ближайшие полтора десятилетия.

Эскадренные броненосцы. Его величество Стандарт. «Ройал Соверен».

Альтернативная точка зрения, которую отстаивал адмирал Артур Уильям Акланд Худ, Первый морской лорд, предусматривала использование для артиллерии главного калибра цилиндрических бронированных башен, наследниц системы Кольза. В знак уважения к особому мнению старого авторитетного адмирала и заслугам его знаменитой семьи, Совет решил один броненосец построить с башнями.

Не удивительно, что этому броненосцу присвоили имя "Худ". Оно использовалось ранее для 14-пушечного брига конца XVIII века и 91-пушечного винтового линейного корабля(в строю в 1859 -1888 годах). Так как семья Худов дала британскому флоту несколько выдающихся деятелей, в т.ч. трех адмиралов, то есть некоторая сложность в выборе знаменитого тезки. Для первых двух это без сомнения-

Сэмюэл Худ, 1-й виконт Худ (Samuel Hood, 1st Viscount Hood) (12 декабря 1724 — 27 января 1816) — британский адмирал, участник войны за независимость США и Французских революционных войн.

Но есть версия, что имя броненосцем было получено в честь самого Артура Уильяма Акланда Худа.

Адмирал Артур Уильям Акланд Худ, 1-й барон Худ (14 июля 1824 - 16 ноября 1901). Младшим офицером он участвовал во взятии Акры во время восточного кризиса 1840 года, а в ноябре 1854 года во время Крымской войны сошел на берег с морской бригадой при захвате Евпатории. Он стал Первым военно-морским лордом в июне 1885 года.

Фактическая стоимость постройки корабля составила £926,396 ( по смете 820 000 фунтов стерлингов (749 000 – корпус, механизмы, системы и оборудование; 60 000 фунтов стерлингов – вооружение; 11 000 фунтов стерлингов – запасы для первого оснащения корабля).

В итоге, если семь кораблей, построенных по базовому проекту Уайта имели две спаренные барбетные установки, то "Худ" нес вместо них две мощные башни с 432 мм броней. Это улучшило защиту орудий и прислуги, но увеличивало время горизонтального наведения. К тому же тяжелые башни потребовали снижения высоты борта во избежание опрокидывания. От основного проекта было еще несколько отличий, в том числе более толстые броневые перегородки.

Сравнение эксплуатации башенного и барбетных броненосцев одной конструкции позволило окончательно определиться с достоинствами и недостатками обеих схем.

Барбетные броненосцы выиграли полностью- их установки были легче, наводились быстрее, располагались выше, что позволяло вести огонь в свежую погоду. Кроме того высокобортные корабли не теряли скорость при волнении, были гораздо более мореходны. Преимущества башенного варианта в защищенности артиллерии и меньшем силуэте на этом фоне были незначительны.

Низкая остойчивость не позволила при модернизации поднять 152 мм орудия в верхний каземат, как на "соверенах". Кроме того корабль показал низкую управляемость при повороте, но ее удалось улучшить установкой в 1894 году скуловых килей.

"Худ" стал последним применением башен системы Кольза для броненосцев. А само понятие башен вскоре обрело новое содержание. Они получили новую жизнь с развитием бронеколпака или башенноподобного щита барбетной установки на наследниках "соверенов".

HMS Hood на Мальте 1896 год.
HMS Hood на Мальте 1896 год.

-3

 «Худ». Продольный разрез:1 – котельные отделения; 2 – машинные отделения; 3-бомбовые погреба; 4-крюйт-камеры; 5- 13,5" башни; 6-дымоходы; 7 – вентиляторы; 8 – рулевой привод; 9 – отсеки торпедных аппаратов; 10 – боевая рубка; 11 – припасы; 12 – шпилевое отделение.
«Худ». Продольный разрез:1 – котельные отделения; 2 – машинные отделения; 3-бомбовые погреба; 4-крюйт-камеры; 5- 13,5" башни; 6-дымоходы; 7 – вентиляторы; 8 – рулевой привод; 9 – отсеки торпедных аппаратов; 10 – боевая рубка; 11 – припасы; 12 – шпилевое отделение.

«Худ» HMS Hood Chatham Dockyard . Заложен 12 августа 1889. Спущен на воду 30 июля 1891. Постройка завершена май 1893. Принят в строй 1 июня 1893 года. Выведен из состава флота март 1911 года. Потоплен как заграждение в порту Портленда 4 ноября 1914 г.

Водоизмещение 14 190 т проектное, нормальное 14 780 тонн (15 020 т). 15 588 (15 838 тонн) т полное. Длина 125,1 м (наибольшая), между перпендикулярами 115,8 м. Ширина 22,86 м (наибольшая). Осадка 8,23-8,58 м, средняя – 8,38 м, максимальная – 8,69 м
Бронирование(компаунд и стальная)-пояс 457/406/356. траверзы 406 (носовой) и 356 (кормовой), верхний пояс 102, наклонные траверзы верхнего пояса 76, казематы 152. башни 457(432)/406/280,редуты (основания башен) 432-330 мм, носовая боевая рубка 356, кормовая боевая рубка 76, броневая палуба средняя 76 мм (над цитаделью), нижняя 63,5 мм (в носу и корме), коммуникационная труба 203-76 мм;подачные шахты к 152-мм орудиям 50,8 мм. подкладка под броню дерево 102-203. (вес брони 4560 т)
Двигатели-две 3-цилиндровые паровые машины «Humphreys & Tennant» тройного расширения,8 цилиндрических котлов, 9000 л.с., 11 000 л. с. (форсированная). Движитель 2 винта. Скорость хода 15,7 узлов, при форсированном дутье 16,7 узлов. Запас топлива 900/1100 (1410 предельный)тонн. Дальность плавания 2780 миль 14-узловым ходом, 4720 10-узловым ходом. Экипаж 690 человек.
Вооружение 4 × 343-мм/30 орудия (2 × 2), 10 × 152-мм орудия (10 × 1),
10 × 57-мм
(6-фунтовых)пушки (10 × 1), 12 × 47-мм пушки(3-фунтовых) (12 × 1). Минно-торпедное вооружение-7 × 450-мм ТА (1 надводный в корме, 2 подводных в носу, 4 надводных бортовых)

Шлюпки: один 17,1-метровый (56-футовый) минный паровой катер, одна 17,1-метровая (56 футовая) деревянная миноноска, один 12,2-метровый (40-футовый) паровой полубарказ, один 12,8-метровый (42-футовый) паровой полубарказ, один 11,0-метровый (36-футовый) полубарказ, один 7,92-метровый (26-футовый) тендер, два 9,14-метровых (30-футовых) тендера, одна 9,14 метровая (30-футовая) гичка, одна 8,53-метровая (28-футовая) гичка, одна 7,31-метровая (24футовая) гичка, один 7,62-метровый (25-футовый) вельбот, одна 5,49-метровая (18-футовая) почтовая шлюпка, один 4,27-метровый (14-футовый) бальсовый плот.

1897г. : По одному из трехфунтовых орудий было установлено на крыше каждой башни

1899 г.: Полку противоторпедной сети опустили на уровень главной палубы.

1900 г.: 47-мм орудия на верхнем фор-марсе заменили на прожекторы, сняли надводные торпедные аппараты и носовое украшение. Снятые пушки перенесены на переднюю надстройку.

1902-1903 гг.: 47-мм орудия на навесной палубе сняли, установили радиопередатчик и гафель на стеньге грот-мачты. 6-фунтовые пушки на главной палубе были сняты; два из них были перемонтированы на надстройке, но два других демонтированы полностью.

1903-1904 гг.: Викторианскую окраску сменила серая, на главной палубе сняли 152-мм орудия и 3-фунтовые пушки на передней надстройке

1907- 1909 гг.: С марсов сняли 47-мм 3-фунтовые орудия.

1910 г.: Произведен частичный демонтаж, поскольку корабль предназначался для использования в качестве вспомогательного судна. С него сняли все 152-мм орудия, прожекторы, противоторпедные сети и радиооборудование.

В отличие от основного проекта "Ройал Соверен", "Худ" имел надводный борт всего 3,43 м по сравнению с 5,94 м предшественников. Носовая часть заканчивалась подводным тараном. Соответственно корабль представлял меньшую цель для противника, а также прикрывать броней надо было гораздо меньшую площадь борта. Эти плюсы, которые были решающим аргументом для броненосцев предыдущих серий, перевешивались значительно меньшей мореходностью и большей заливаемостью ниже расположенных орудий. К тому же в свежую погоду "Худ" зарывался в волну и резко терял скорость. Как и для предыдущих низкобортных английских броненосцев максимум что он мог вынести, службу на спокойном Средиземном море.

Носовая 13,5-дюймовая (343-мм) орудийная башня
Носовая 13,5-дюймовая (343-мм) орудийная башня

Возврат к низкобортному силуэты был вызван экспериментом по использованию бронированных башен главного калибра. Башни эти были громоздкой архаичной конструкции, приходящейся современным башням весьма отдаленным родственником. Современные башни "выросли" из поворотных барбетных установок, которым добавили бронеколпак. Это сделало конструкцию легче и маневренней.

Старые же башни очень сильно снижали остойчивость. Большая метацентрическая высота (1,2 м) сделала "Худ" худшей артиллерийской платформой по сравнению с однотипными барбетными кораблями. Скуловые кили для улучшения маневренности броненосец получил в 1894 году.

Двухвальная силовая установка состояла из двух трехциллиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и 8 котлов. Мощность установки в 9000/ 11 000 л.с. обеспечивала расчетную скорость в 17,5 узлов. Максимально броненосец принимал на борт 1490 тонн (1510 тонн) угля, что было достаточно для 4720 морских миль со скоростью 10 узлов.

На испытаниях броненосец показал 15,75 узлов при 9540 л.с. на естественной тяге и 17 узлов при форсировании до 11 445 л.с.

Для бронирования корабля использовалось сочетание брони компаунд и сталеникелевой брони. Главный пояс высотой 2,6 метра, 1,7 метра из которых находилось под водой, закрывал 76,2 метра по ватерлинии в центральной части корабля. Толщина пояса составляла от 356 до 457 мм. Пояс замыкался траверсами толщиной 356-406 мм.

Верхний пояс 102 мм брони закрывал участок борта между башнями длиной 45,7 метра. Наклонные переборки толщиной 76 мм соединяли верхний пояс с броней основания башен. Основания башен имели толщину от 406 до 432 мм. Под бронепалубой основания башен имели толщину 279 мм.

Борта казематов имели толщину 152 мм, а башня 356 мм. Бронепалуба над механизмами имела толщину 76 мм, к оконечностям до 64 мм.

Корабль был вооружен четырьмя 343 мм(13,5 дюймовыми) 67-тонными казнозарядными пушками Mk I – IV длиной 32 калибра в двух двухъорудийных башнях в оконечностях. К каждой пушке боекомплект составлял 80 снарядов. Расстояние оси орудий от ватерлинии составляло всего 5,2(по др. данным 5,8) метра (у "соверенов" 7 метров).

Вторичная батарея из десятка 40 калиберных 152 мм 5 тонных скорострельных пушек Мк I-III располагалась в казематах в надстройке. 4 из них стояли слишком низко, на главной палубе, что делало их непригодными для стрельбы в свежую погоду или на ходу. В 1904 году их демонтировали. К каждому орудию было 200 снарядов.

Противоминная артиллерия включала восемь 6 фунтовых скорострельных QF орудий. Половина из них стояла в казематах на главной палубе и также заливалась на ходу. В надстройке и на боевых марсах стояло еще двенадцать трехфунтовых орудий QF Hotchkiss.

Семь 18 дюймовых торпедных аппаратов дополняли артиллерийское вооружение. Два из них стояло под ватерлинией в носовой части, остальные, надводные, один в корме и по два на борт.

Распределение нагрузки согласно проекта-при водоизмещении 14 150 тонн. Вода на 10 дней 60. Провизии на 4 недели 40. Офицерское имущество и содержимое вещевой кладовой 25. Экипаж и его багаж 80. Мачты, рангоут и такелаж 70. Якорные цепи и канаты 98. Якоря 25. Шлюпки 50. Имущество унтер-офицеров 50. Вооружение 1720. Главные механизмы 1050. Вспомогательные механизмы 55. Машинные запасы 50. Уголь 900. Вертикальная броня главного пояса 1350. Горизонтальная броня 1100. Защита казематов 152-мм орудий 450. Тиковая подкладка 80. Башни 1490. Боевая рубка 90. Корпус 4750. Противоторпедные сети и выстрелы 40. ИТОГО 13 623 тонн, 4-% запас водоизмещения 530 тонн.

Укрупненно-корпус и бронирование 9640тонн, механизмы 4500.

в 1901 году
в 1901 году

«Худ» покинул родной Чатемский Арсенал и вступил в строй 1 июня 1893 года. На 7 лет местом службы для него стало Средиземное море. Отправку задержали на пару дней из-за обнаруженной течи в передних отсеках, оказалась некачественная клепка. 3 июля 1893 года на Мальте «Худ» сменил броненосец "Колоссус".

-9
1891
1891

-11
-12

Когда начался Критский кризис 1896 года, восстание греков против османского правления, броненосец в мае 1896 года перешел на Крит для защиты британских интересов и предотвращения взаимной резни на острове. В 1897-1898 годах «Худ» входил в состав Международной эскадры (корабли Австро-Венгерского флота , Военно -морского флота Франции , Императорского флота Германии , Королевского флота Италии ( Regia Marina ), Российского Императорского флота и Королевского флота) по урегулированию кризиса.

Эскадра была создана в феврале 1897 года и препятствовала эскалации конфликта-блокировала остров от подвоза как османских войск, так и греческих солдат, добровольцев и оружия. В критических ситуациях десантные отряды с кораблей занимали города побережья и восстанавливали порядок, а корабли обстреливали отряды сторон при проявлении агрессии. Закончилось все в итоге высадкой на остров пехотных подразделений стран-участниц и созданием Критской автономии во главе с греческим принцем под формальной властью султана. В ноябре 1898 года с острова были вывезены османские войска, а в декабре 1898 года принц Георг приступил к исполнению своих обязанностей.

Illustrated_London_News,_Визит германского императора на Мальту_-_Яхта Hohenzollern_входит в гавань (November_1898)
Illustrated_London_News,_Визит германского императора на Мальту_-_Яхта Hohenzollern_входит в гавань (November_1898)

В апреле 1900 года броненосец вернулся в метрополию, где после ремонта в том же Чатеме разжалован в береговую охрану в Пемброке. На несколько месяцев был снова откомандирован в Средиземноморье, но 4 октября 1902 года повредил руль при выходе из гавани Аргостоли.

Ремонт пришлось делать в Англии, с конца 1902 года он уже снова в Чатеме, где во время капремонта лишился всех четырех бортовых торпедных аппаратов. С июня 1903 года проходил службу уже во Флоте Метрополии и Резерве флота.

К 1905 году корабль уже не мог развить скорость свыше 14 узлов и считался полностью устаревшим .

В 1910 году частично разоружен, лишился всех шестидюймовок. Использовался в ирландском Квинстоуне как блокшив для размещения новобранцев. В марте 1911 года был выведен из боевого состава и приписан к Материальному резерву в Портсмуте.

Здесь его использовали как мишень при испытаниях торпед, для опытов с противоторпедными булями. На нем отрабатывалась безопасная конструкция цистерн для жидкого топлива, которую применили на линкорах типа "Куин Элизабет". В 1913 году броненосец включили в каталог для продажи на лом, а в ноябре 1914 года и вовсе затопили на южном входе на рейд Портсмута во избежание прорыва вражеских подлодок . Остатки корпуса находятся там до сих пор.

Корпус "Худа" можно увидеть между волнорезами Портлендской гавани
Корпус "Худа" можно увидеть между волнорезами Портлендской гавани

Общий срок службы корабля в составе флота составил 18 лет.

Колокол корабля стал одним из двух колоколов на линейном крейсере HMS  Hood . Перед установкой на линейный крейсер колокол получил надпись на корпусе : «Этот колокол был сохранен с линкора HMS Hood 1891-1914 гг. покойным контр-адмиралом , достопочтенным сэром Горацием Худом, KCB, DSO, MVO, убит. при Ютланде 31 мая 1916 года ».

*KCB, DSO, MVO-перечисление орденов, чьим кавалером был Худ-Бани, Виктории, За выдающиеся заслуги.

-15

Немногие морские державы могли позволить себе подобные дорогостоящие эксперименты. Натурный опыт позволил англичанам убедиться в очевидном. Ну и старого заслуженного адмирала уважили. Делов-то... Всего миллион фунтов. У короля много...

Больше линкоров с низким надводным бортом британцы не строили. И с башнями Кольза тоже. Зато именно на "Худе" удалось испытать противоторпедные були, когда броненосец вывели из боевого состава.

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам