Семь (с почти однотипным башенным "Худом"-восемь) самых крупных броненосцев Королевского флота,причем однородных по возможностям и вооружению,стали качественным скачком для морской мощи Британии.Но ,что интересно,англичане не использовали их в составе одного соединения. Корабли,по мере постройки получали назначения либо во Флот Канала ,либо в Средиземную эскадру,а затем проходили ротацию. В итоге командиры и офицеры кораблей знакомились с обоими жизненно важными для обороны Британии театрами военных действий.
В 1895 году четверка новейших броненосцев посетила торжества по случаю открытия Кильского канала имени императора Вильгельма.Британия продемонстрировала растущей мощи Германии свою силу.
Триумфом серии стал Спитхедский парад 27 июня 1897 года в честь бриллиантового юбилея царствования королевы Виктории. В пяти колоннах-каждая в 5 миль длиной стояло 165 боевых кораблей империи-в т.ч. ее краса и гордость- "Royal Sovereign" , "Resolution" , "Repulse" , "Empress of India" . Участвовали только корабли Флота Канала, в Средиземноморье и на колониальных станциях службу несли по-прежнему. Ройал Нэви демонстрировал свои новые возможности миру.
Различить между собой корабли серии мог только внимательный и профессиональный наблюдатель.Например,носовое украшение при вступлении в строй имели только три корабля- "Empress of India", "Royal Oak" и "Royal Sovereign" .
1903-1904 годах вместо привычной викторианской окраски-черный низ,белый верх и желтые трубы, корабли были окрашены в серый.
В 1904-1905 годах корабли впервые получили опознавательные полосы на трубах- "Empress of India" – 2 темных, "Royal Sovereign" – 1 темная, чуть позже на "Ramillies" – 1 белая; "Repulse" – 2 белых на обеих дымовых трубах, "Resolution" – 3 белых ,но ненадолго, система меток окончательно была введена после 1909 года.
Корабли во время последовательных модернизаций поменяли котлы,лишились надводных торпедных аппаратов,получили верхний бронированный каземат системы Кэммела,уменьшили рангоут,установили системы управления огнем,сняли мелкокалиберную артиллерию с марсов и главной палубы.
В начале века планировалось перевооружить броненосцы на новые 305 мм пушки в башенноподобных броневых щитах .Это увеличило бы нагрузку примерно на 60 тонн и ухудшило бы остойчивость. Но главное- цена модернизации была около 200 тысяч фунтов на корабль. Нерентабельно для старых кораблей. К концу карьеры,в 1911 году, они могли дать 13-14 узлов,что было неплохо для них,но уже катастрофически мало для мира турбинных дредноутов.
В итоге до первой мировой войны случайно дожил только один корабль серии ,он даже был вновь мобилизован,но мог выполнять только функции плавбатареи по обстрелу побережья.
"ROYAL SOVEREIGN"
"Ройал Соверен",головной корабль серии, принят 14 января 1892 года,вступил в строй 31 мая 1892 года.Впервые за 32 года крестной матерью при спуске его на воду стала сама королева Виктория.На тот момент это был самый большой и мощный корабль Королевского флота,что и объясняло ее присутствие.
Сразу стал флагманским кораблем Флота канала (1892-1897) вместо "Кампердауна".Вместе с «Эмпресс оф Индия», «Рипалс» и «Резолюшн» под командованием лорда Уолтера Керра представлял Королевский флот на открытии Кильского канала имени кайзера Вильгельма в июне 1895 года . С декабря 1895 года потерял флагманский статус.
26-27 июня 1897 года броненосец принял участие в Спитхедовском параде в честь Бриллиантового юбилея правления королевы Виктории.
С июня 1897 года до августа 1902 года служил на Средиземном море . 9 ноября 1901 года у берегов Греции произошел разрыв 152 мм орудия(при не полном закрытии затвора) – шесть убитых, 20 раненых.
"Ройал Соверен" был флагманом сэра Чарльза Фредерик Хотэма, во время смотра флота в Спитхеде 16 августа 1902 года в честь коронации короля Эдуарда VII.
С 1902 года в береговой охране и резерве.В 1903 году получил казематы на верхней палубе.В 1909-1913 годах возвращен на службу в 4-ю дивизию Флота Метрополии.7 октября 1913 года за 40 000 фунтов был продан английской фирме "Дж. Кларксон и сын",которая перепродала корабль в Геную Дж.Б. Бертерелло на слом .
"ROYAL OAK"
"Ройял Оук"введен в строй 14 января 1896 года. Первоначально попал в состав Эскадры специальной службы, в которой состоял до ноября 1896 года. В марте 1897 – июне 1902 года служил на Средиземноморье. При ремонте получил казематы на верхней палубе.С февраля 1903 года был вторым флагманом Флота Метрополии.С марта 1905 года переведен в вооруженный резерв. 11 мая 1905 года пережил взрыв в погребе мелкокалиберной артиллерии и боеприпасов стрелкового оружия. В 1907 году получил современную систему управления огнем. С июля 1910 г. тендер для «Рипалс». Выведен из состава флота в декабре 1911 года,продан на слом в 1914 г. за 36 450 фунтов стерлингов.
"RAMILLIES"
"Рэмиллис"вступил в строй 17 октября 1893 г. и назначен флагманом Средиземноморской эскадры, в которой служил до 1903 г. В 1903 году встал в Чатеме на ремонт,здесь же после него переведен в Резервный флот.15 июня 1906 года около Ширнесса столкнулся с "Резолюшн" и вновь надолго встал на ремонт.В марте 1907 года получил новую систему управления огнем и включен в состав 4-й дивизии Флота Метрополии на период апрель 1909-август 1911 года.После чего был выведен из состава флота и 7 октября 1913 года продан на металл "Кохан Шигюрейкес Лимитед" за 42300 фунтов. Прослужил в боевом составе 16 лет и 8 месяцев.
"RESOLUTION"
"Резолюшн" вступил в строй 5 декабря 1893 г., назначен во Флот канала, в котором состоял до октября 1901 года.Стоимость корабля 875 522 фунтов стерлингов плюс 78 295 фунтов стерлингов за вооружение. 18 июля 1896 года столкнулся с «Рипалс», получив небольшое повреждение обшивки и киля.
Принял участие в 1897 году в "Бриллиантовом" смотре в Спитхеде в честь королевы Виктории и в коронационном параде там же в 1902 году в честь коронации Эдуарда VII.
С ноября 1901 по февраль 1902 г. корабль береговой охраны в Холихэд, затем второй флагман Резервной эскадры. В 1902-1903 гг. во время ремонта получил казематы на верхней палубе. В январе 1904 г. стал кораблем береговой охраны в Ширнессе. В июле-сентябре принимал участие в маневрах, после чего переведен в Резерв флота.
15 июля 1906 г. столкнулся с «Рэмиллис» у маяка и ремонтировался в Чатеме. Был кораблем специальной службы в Девонпорте с февраля 1907 г. по апрель 1909 г., затем вошел в состав 4-й дивизии Флота Метрополии. Вычеркнут из списков в августе 1911 г. и отбуксирован в Мазербэнк, где 5 марта 1912 г. с ним столкнулся корабль особого статуса «Сипойнт» ("Seapoint") . Продан на слом в Голландию 7 октября 1913 года. Полный срок службы в кампании составил 16,5 лет.Рекордсмен серии по столкновениям с другими кораблями.
"REPULSE"
"Рипалс"был введен в строй 21 апреля 1894 г. Первое назначение- Флот Канала, где служил семь лет .
24 декабря 1895 года в угольную яму левого борта спустился один из моряков с фонарем открытого горения.Итогом стал взрыв угольного газа. О жертвах не сообщалось. Но правила техники безопасности не дураки писали.18 июля 1896 года столкнулся с систершипом «Резолюшн».
В марте 1902 г. отправлен в командировку в состав Средиземноморской эскадры. В апреле 1903 – декабре 1904 года при ремонте получил казематы на верхней палубе.Затем выведен в резерв,где прошел очередной ремонт.После ремонта пополнил 4-ю дивизию Флота Метрополии. В августе 1910 года его заменил "Маджестик",а "Рипалс" 11 июля 1911 года продан на слом за 33 550 фунтов.
"EMPRESS OF INDIA"
Первоначально броненосец носил имя "Ринаун". Титул Императрицы Индии был принят королевой Викторией 1 мая 1876 года после коронации. В честь данного знаменательного события был переименован один из первых броненосцев новой серии.При спуске на воду крестной матерью корабля стала немецкая принцесса Луиза Маргарита Прусская, супруга герцога Артура Коннаутского ,член британской королевской семьи (с 1879 года-Её Королевское Высочество, герцогиня Коннаутская и Страхарнская) .
"Эмпресс оф Индия" вступил в строй 4 сентября 1893 г. ,стал вторым флагманом Флота Канала.В июне 1895 года в составе эскадры из четырех новейших броненосцев демонстрировал мощь империи на открытии Кильского канала. В декабре 1895 года,после ремонта ,разжалован в обычные корабли.
26 июня 1897 года участвовал в "Бриллиантовом" параде в Спитхеде.
С июня 1897 года 4,5 года нес службу в составе Средиземноморской эскадры.В период Критского кризиса в августе-сентябре 1898 года входил в состав эскадры великих держав по поддержанию мира,блокировал критское побережье.С октября 1898 года флагман ирландской эскадры.В 1902 году выведен в ремонт-добавлены казематы для 152 мм пушек. В сентябре 1902 года вернулся на место второго флагмана Флота Канала,с мая 1904 года опять в рядовом составе.
В 1905 году получил современную систему управления огнем.30 апреля 1906 года возле Плимута протаранил подводную лодку А-10.С мая 1907 по апрель 1909 года -корабль специальной службы.До 1911 года -в составе 4-й дивизии Флота Метрополии. Зачислен в резерв,по дороге,буксируемый броненосным крейсером "Уорриор", 2 марта столкнулся с германским барком «Виндерхуддер» («Winderhudder»)и был вынужден вернуться в порт для ремонта.В мае его окончательно поставили на банку у Портленда.
4 ноября 1913 года по нему были произведены испытания корабельной артиллерии- выяснялось действие снарядов по бронированному кораблю и особенности одновременной стрельбы группой кораблей по одной цели.
Снарядами от 102 до 343 мм по цели отстрелялись крейсер «Ливерпуль», линейные корабли «Тендерер», «Орион» , броненосец «Кинг Эдуард VII», линейные корабли: «Нептун», «Кинг Джордж V», «Тендерер» и «Вангард». В 16:45 «Эмпресс оф Индиа» ярко вспыхнул, погрузился по корму и затонул в 18:30. Корабль получил 44 попадания 343 и 305-мм снарядов. При погружении перевернулся и лег палубой на дно.
Остатки корабля были частично подняты и сданы на слом. Часть корпуса доступна для осмотра дайверами.
Прослужил броненосец 18,5 лет(в т.ч. 2,5 года в резерве).
"REVENGE"
"Ривендж"вступил в строй 14 января 1896 года. Он был девятым кораблем этого имени в английском флоте. Британцы в случае обострения международной обстановки,чреватой войной,имели обыкновение создавать временную Эскадру специальной службы.В это время у британцев сорвался госпереворот в республике Трансвааль(рейд Джеймсона).Президент Трансвааля Крюгер получил по этому поводу поздравительную телеграмму от кайзера Вильгельма.Возник острый дипломатический кризис.
7 января в Англии приняли решение о создании эскадры специального назначения – "летучей эскадры", "готовой отправиться куда угодно и выполнить любое задание, которое от нее могла бы потребовать империя". Она состояла из 2 линейных кораблей первого класса, 2 линейных кораблей второго класса, 2 крейсеров второго класса и 6 контр-миноносцев. 14 января 1896 года "Revenge" вошел в состав флота как флагманский корабль этой эскадры, где пробыл до ноября 1896 года.
С декабря переведен вторым флагманом в Средиземноморскую эскадру,где участвовал в блокаде побережья Крита в период Критского кризиса 1896-1897 годов.Десант с него захватывал Канею 15 февраля 1897 года.
21 февраля 1897 года в составе Международной эскадры (британские миноносцы HMS Dryad и HMS Harrier , русский броненосец « Император Александр II» , австро-венгерский броненосный крейсер SMS « Kaiserin und Königin Maria Theresia» и немецкий крейсер SMS « Kaiserin Augusta») произвел первое силовое вмешательство флота в конфликт , сделав несколько выстрелов по позициям критских повстанцев к востоку от Канеи после их отказа снять греческий флаг. По усадьбе, служившей базой восставших было выпущено три 152-мм снаряда.
После бомбардировки британским броненосцем HMS Кемпердаун 26 и 27 марта 1897 года повстанцев вынудили снять осаду крепости Иззеддин у входа в бухту Суда. Revenge высадил на берег отряд королевских морских пехотинцев ,которые заняли крепость.
Вскоре пришлось утихомиривать и турок. Те начали жестокую резню христиан в Кандии (ныне Ираклион ) 6 сентября 1898 года. 12 сентября 1898 года Revenge с контр-адмиралом Ноэлем на борту прибыл к месту событий ,на следующее утро на борт был вызван местный губернатор Эрдхем-паша,которого обязали доставить главаря бандитов к англичанам для суда.Возражения турецкого чиновника были остановлены демонстрацией боевых приготовлений на "Ривендже" и "Кемпердауне".Паша вынужден был подчиниться.
После инцидента командование Международной эскадры потребовало вывода всех турецких войск с Кипра.6 ноября 1898 года последние османские войска под пушками "Ривендж" и "Эмпресс оф Индиа" погрузились на борт английского миноносца HMS Hussar .
20 декабря греческий принц Георг,утвержденный союзниками губернатором Крита был у Милоса принят на борт французского крейсера Bugeaud ( флагман командующего Международной эскадрой контр-адмирала Эдуарда Поттье ). В сопровождении броненосца "Ривендж" ( контр-адмирал Ноэль), броненосного крейсера "Герцог Эдинбургский"(контр-адмирал Скрыдлов ), броненосца "Франческо Морозини" (с адмиралом ,командующим итальянским отрядом) 21 декабря 1898 года он прибыл на Крит и вступил в должность в качестве Верховного комиссара автономного критского государства под протекторатом Османской империи. Критский кризис был завершен,международная эскадра распущена.
В 1899 году на борту броненосца произошло самовозгорание кордита в одном из погребов 152 мм зарядов.Загорелось только три заряда,поэтому повреждения оказались минимальными. С июня 1900 года выведен в состав Резервного флота,в феврале 1902 года назначен его флагманом.
16 августа 1902 года принял участие в смотре флота, который состоялся в Спитхеде по случаю коронации короля Эдуарда VII , затем введен в эксплуатацию в октябре 1902 года в качестве флагмана созданного флота метрополии . С 1902 по 1905 год проходил ремонт,когда получил в частности казематы на верхней палубе. После ремонта стал учебно-артиллерийским кораблем.
Как и все корабли этого типа,отметился столкновениями-7 января 1908 года с пароходом "Бенгор Хэд"(который сорвало с буксировки при внезапном шторме),а ровно через 4 года-с супердредноутом "Орион" в Портсмуте(здесь уже сам "Ривендж" во время шторма сорвало с якорей).Последнее столкновение привело к тяжелым повреждениям и затоплению части отсеков.Помимо ремонта в 1912 году была проведена и модернизация-на фок-мачте появился просторный прямоугольный марс для управления стрельбой,на несколько месяцев 343-мм орудия заменили на 254-мм орудия для обучения прислуги в обращении с орудиями нового образца. Но в октябре 1912 года он вновь был вооружен первоначальными 343-мм орудиями главного калибра. Предвоенное время линкор провел в Материальном резерве в Мазербэнк. 15 мая 1913 года его исключили из списков и поставили в очередь на утилизацию.
Начало мировой войны заставило вернуть в строй все еще не распиленные корабли.Использовать старый броненосец решили для обстрела побережья Фландрии.
В сентябре - октябре 1914 года он была переоборудована в Портсмуте , его 13,5-дюймовые орудия были лейнированы до 12 дюймов (305 мм), а угол их возвышения увеличили до 13,5 градусов, что позволяло стрелять на максимальную дальность 14600 м. 5 ноября 1914 года он был включен в новую 6-ю боевую эскадру флота канала вместе с линейными кораблями Альбемарль , Корнуоллис , Дункан , Эксмут и Рассел . Планы участия эскадры в нападении на базы немецких подводных лодок были отменены из-за плохой погоды 14 ноября 1914 года, вместо этого "Ривендж" и "Маджестик"перешли из Дувра в Дюнкерк.
22 ноября 1914 года вместе с канонерской лодкой « Дрофа» , шестью британским и четырьмя французским эсминцами и французской торпедной лодкой броненосец первый раз обстрелял позиции немецких войск у бельгийского Ньюпорта. 15-16 декабря "Ривендж" пытался вести перестрелку с немецкими тяжелыми батареями,в результате чего получил два попадания 210 мм снарядами,в т.ч. один ниже ватерлинии и благополучно убыл на ремонт.В начале 1915 года на корабле проводились эксперименты по использованию воздушных змеев и самолетов в разведке для корректировки стрельбы.
В апреле-мая 1915 года броненосец прошел масштабную модернизацию в Чатеме,где получил противоторпедные були , а в носовой части он получил "ловец мин" – отводящее мины от корпуса устройство адмирала Вильсона (один из первых образцов фор-трала). Но после получения кораблем повреждений буль левого борта сняли. На фок-мачте установили специальные марсы для управления огнем и несколько изменили такелаж (стеньгу грот-мачты в это время сняли, стеньга фок-мачты уменьшена по высоте). Большинство (но не все) его скорострельных мелкокалиберных орудий сняли. В связи с постройкой нового линкора , которому решили присвоить имя "Ривендж" , в мае(по другим данным в августе) 1915 года броненосец был переименован в Redoubtable . В 1915 году его вооружение состояло из 4*305-мм, 6*152-мм орудий и примерно 12*76-мм зенитных пушек.
Основной целью предполагалась немецкая "морская станция",50 километровая полоса побережья между фронтом и голландской границей,которая прикрывала базирование германских подводных лодок."Станция" включала морской корпус и 13 береговых батарей из 49 орудий калибром от 105 до 280 мм.
7 сентября 1915 года Редутабл вернулся к бомбардировке побережья, вместе с канонерскими лодками Bustard и Excellent обстреляв немецкие казармы и позиций артиллерии в Вестенде , нанеся немцам большой урон.Для увеличения дальности стрельбы були с одной стороны были затоплены,углы возвышения орудий из-за крена увеличились ,что давало дальность до 86,5 кбт. В Редутабл попало два ответных 150-мм снаряда. Для корректировки артиллерийской стрельбы англичане использовали платформы, основанием которых служили треноги из рельсов высотой 14 метров и весом 5 тонн. Эти треноги опускались на дно, а на платформе располагалась группа наблюдателей. Один немецкий снаряд разорвался на треноге,англичане посчитали что их хитрость раскрыта и треноги больше не использовали.Однако попадание было случайным.
Редутабл подвергся еще одной модернизации- в октябре-декабре 1915 года,но в боевых действиях больше не участвовал. Вступили в строй мониторы,имеющие гораздо меньшую осадку и способные занять позицию ближе к берегу. В 1917 году имел водоизмещение 14 635 тонн.После вывода из боевого состава использовался как тендер для "Виктори". Бывший броненосец до февраля 1919 года работал в Портсмуте плавучей казармой. Продан на слом 6 ноября 1919 г. за 42 570 фунтов.
Первые стандартные броненосцы империи оказались главным образом кораблями демонстрации силы. В реальных боевых действиях пришлось принять участие только одному,случайно дожившему до первой мировой войны,и то-в качестве монитора.
Но свою роль они выполнили,основа нового имперского флота была заложена.
Первая часть-о создании первых стандартных броненосцев Британии-
Эскадренные броненосцы. Его величество Стандарт. «Ройал Соверен».
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.