Найти в Дзене
Изнанка мозга

Обратная сторона медали. Почему быть отличником вредно.

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок был отличником, золотым медалистом? Гордость родителей, радость учителей, пример для одноклассников. Но все ли так радужно, как кажется на первый взгляд? Что скрывает обратная сторона золотой медали? Удивительно, но отличная учеба может нанести вред, а золотая медаль стать вечным клеймом неудачника. Последствия школьных успехов человек будет разгребать в лучшем случае несколько лет после окончания школы, в худшем - всю жизнь. Из-за чего же так происходит, и можно ли этого избежать? Обо всем по порядку. В школе у учеников есть определенные обязанности: выполнять домашнее задание, не прогуливать уроки, иметь примерное поведение, носить форму (если таковая имеется). Те, кто выполняет их с особым усердием, получают похвалу, восхищение и хорошие оценки. Система предельно проста. Условный отличник сделал домашнее задание, на уроке вышел к доске, дал верный, исчерпывающий ответ. За это он получил высший балл и нередко похвалу учителя. Условный т

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок был отличником, золотым медалистом?

Гордость родителей, радость учителей, пример для одноклассников. Но все ли так радужно, как кажется на первый взгляд? Что скрывает обратная сторона золотой медали?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Удивительно, но отличная учеба может нанести вред, а золотая медаль стать вечным клеймом неудачника. Последствия школьных успехов человек будет разгребать в лучшем случае несколько лет после окончания школы, в худшем - всю жизнь. Из-за чего же так происходит, и можно ли этого избежать? Обо всем по порядку.

В школе у учеников есть определенные обязанности: выполнять домашнее задание, не прогуливать уроки, иметь примерное поведение, носить форму (если таковая имеется). Те, кто выполняет их с особым усердием, получают похвалу, восхищение и хорошие оценки.

Система предельно проста. Условный отличник сделал домашнее задание, на уроке вышел к доске, дал верный, исчерпывающий ответ. За это он получил высший балл и нередко похвалу учителя. Условный троечник не сделал д/з, опоздал на урок, слабо ответил у доски. За это он получил плохую оценку, критику, а иногда и ругань учителя. Итог: отличник - молодец, троечник - аутсайдер. Случаи везения в школьной системе практически исключены (ситуация: не сделал - получил пять - немыслима). Блат тоже редкое явление. Поэтому в голове отличника четко вырисовывается схема: делай как положено и будешь на высоте. Строго следовать правилами, выполнять свои обязанности с максимальной отдачей, качественно и в срок - вот он залог успеха. Подобные правила настолько глубоко проникают в сознание отличника, что становятся его жизненными ориентирами. Он убежден, что участь неудачника его не постигнет, ведь он отличник и всегда им будет, а значит его ждет успех.

Но школьная жизнь заканчивается, и вчерашнему отличнику приходится столкнуться с миром вне школы. И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что постулаты, на которых строилась вся школьная жизнь, совершенно не работают в других сообществах. Но отличник пока об этом не знает.

Если отличнику повезет, то в институте он продолжит действовать по известной схеме. Однако большинство с реальной жизнью сталкиваются уже на стадии получения высшего образования. Далее идет знакомство с рынком труда. Теперь наш отличник не просто школьный отличник, а еще и человек с высшим образованием. И если институт не смог доказать отличнику ошибочность его убеждений, то трудовая деятельность заставит отличника прозреть окончательно.

Отличник всегда ждет положительной оценки своих правильных действий. Если он обладает хорошими умственными способностями, приложил усилия, чтобы получить образование, является серьезным, ответственным, трудолюбивым человеком, то работодатель должен быть рад взять его к себе. Если отличник работает хорошо, значит его должны похвалить, дать премию, повысить. По аналогии со школьными уроками: сделал задание безошибочно - получил пятерку. На деле все происходит иначе…

Почему работодатель отказывает в трудоустройстве по какой-то непонятной, надуманной причине или вовсе игнорирует его резюме? Почему премию получил некомпетентный сотрудник? Почему на руководящую должность ставят опять же некомпетентного специалиста или вообще человека с улицы, а не "отличника" при всех его заслугах? Система, успешно работавшая много лет, дает сбой… Происходит непонимание происходящего. Сначала это будут вопросы: "что я делаю не так?", "я тружусь недостаточно хорошо?", "где я ошибся?". Позже отличник поймет, что все он делает правильно, а ошибся он только в том, что перенес школьные принципы на жизнь за пределами школы. Это в школе, чтобы быть успешным достаточно было иметь неплохие умственные способности и четко выполнять поставленные задачи. Нет, я нисколько не умаляю значимость трудолюбия, усердия, ума в конце концов, но это лишь малая часть составляющих успеха. Во взрослой жизни все зависит еще и от множества других факторов, обстоятельств, условий. К этому отличники часто бывают не готовы, их ожидания не совпадают с суровой реальностью…

Я отнюдь не призываю школьников забить на учебу и не стремиться к хорошей успеваемости. Быть образцовым учеником не плохо. Но важно понимать, что школьные принципы заканчиваются с выдачей аттестата. Далее придется жить по другим правилам.

Подписывайтесь на канал, чтобы читать больше статей об образовании!

Читайте также:
Гений или трудоголик? 2 типа школьных отличников
Почему не нужно идти в вуз за "корочкой"
Каковы шансы интроверта на семинаре по гуманитарному предмету?
- Где вы видите себя через 5 лет? - В самоизоляции!