Контрольно-пропускной пункт «Баб аль-Хава», который на протяжении долгого времени являлся ключевым каналом турецкой помощи для террористических формирований в Идлибе, вновь оказался в центре внимания.
Поводом к подобному интересу послужило утверждение Советом Безопасности ООН решения об отправке гуманитарной помощи в Сирию через этот пограничный переход, подконтрольный экстремистам из «Хейят Тахрир аш-Шама» (бывшая «Джабхат ан-Нусра» – структура, внесённая в международные реестры террористических организаций).
В 2013 году в районе данного КПП разворачивались события, который правомерно можно охарактеризовать как поворотный момент в ходе сирийского кризиса. Тогда массы наёмников и откровенных радикалов устремились из Турции на сирийскую территорию через этот пропускной пункт. Эти джихадисты выполняли распоряжения турецкого командования и при этом получали материальную поддержку и военную подготовку со стороны США.
И именно здесь в дальнейшем состоялись решающие сражения, которые завершились окончательным уничтожением самостоятельной светской оппозиции в северо-западной части Сирии и полным её подчинением радикальному исламистскому крылу. Речь идёт о захвате т.н. «Исламским фронтом» во взаимодействии с отрядами «Джабхат ан-Нусра» (ныне эта группировка известна как «Хейят Тахрир аш-Шам») складов вооружения т.н. Свободной сирийской армии (ССА), которые были развёрнуты неподалёку от Баб аль-Хава, вместе со всем оружием и боеприпасами, включая и те партии, которые были получены от Вашингтона. Эти события и обозначили в значительной степени конец независимого существования ССА.
Контроль над КПП «Баб аль-Хава» стал мощным стимулом для экстремистов и протурецких наёмников, поскольку именно через него осуществлялись поставки оружия по линии оперативного управления MOK, которым руководили американские спецслужбы и которое базировалось на территории Иордании. Самым ценным трофеем джихадистов стали партии ПТРК TOW, которые ещё долгое время создавали значительные трудности для сирийских правительственных войск, лояльных режиму Башара Асада.
В конечном счёте это позволило радикальным экстремистам, включая боевиков «Джабхат ан-Нусры» и её следующей инкарнации, «Хейят Тахрир аш-Шама», после ожесточённых боёв с проправительственными силами овладеть целым рядом районов и превратить полосу от Баб аль-Хавы до города Сармада, контроль над которым джихадисты прочно удерживали в своих руках, в торгово-финансовый центр северо-западной Сирии за счёт контрабанды оружия и товаров через сирийско-турецкую границу.
Когда в 2014 году начал действовать созданный ООН механизм доставки гуманитарной помощи сирийцам, значительная доля её потоков оказалась в руках экстремистов. Боевики «Джабхат ан-Нусры» стали накапливать финансовые резервы за счёт продажи гуманитарной помощи, которая предназначалась для сирийцев и была отправлена различными международными гуманитарными организациями. На вырученные средства джихадисты закупали оружие и платили жалование боевикам.
Международное сообщество фактически игнорировало происходящее. Доставка каждой партии грузов сопровождалась разговорами о необходимости борьбы с терроризмом и поиска рычагов давления, которые можно было бы использовать для недопущения использования гуманитарной помощи в интересах какой бы то ни было группы, однако конкретные действия в этом направлении не предпринимались.
В сентябре 2018 года благодаря обнародованному правительством США заключению выяснилось, что т.н. «правительство национального спасения Сирии» (марионеточная структура «Хейят Тахрир аш-Шама») ввела сборы на грузовики, пересекающие сирийско-турецкую границу через переход в Баб аль-Хаве. После этого США и Великобритания прекратили поставки продовольствия, медикаментов и всего необходимого через этот канал.
В январе некоторые спонсоры также прекратили отправлять помощь в северо-западные районы страны, однако в дальнейшем подобная практика была возобновлена, чему способствовали заверения в готовности принимающей стороны соблюдать затребованные стандарты противодействия злоупотреблению гуманитарной помощью.
По мнению обозревателей и аналитиков, санкционирование Советом Безопасности ООН отправки грузов в Сирию через КПП «Баб аль-Хава», подконтрольный исламским радикалам, со снижением их общего объёма приведёт к легитимации подобных террористических образований вопреки их присутствию в соответствующих списках и реестрах запрещённых организаций.
Источник: anfnews.ru