Найти тему
Музей Моды

Мода и стиль Франции: закат эпохи Марии-Антуанетты и рождение новой моды

Оглавление

Приветствуем вас на канале Музея Моды!

Уже за несколько лет до начала великой французской революции мода аристократии стала стремительно меняться, и если раньше в моде периода рококо основной ориентир был на античные аллегории, то в позднем периоде этого стиля начал меняться сам модный силуэт.

Всё становится проще

Так, платья именитых француженок становятся проще, исчезают неудобные каркасы-панье, а дамы подкладывают небольшие подушечки под платья, придавая им пышность и объём.

Высокая талия, мягкие цвета, отдельный декор пояса и просто пышная прическа. Так предстает модница в глазах известной художницы Маргерит Жерар. Источник фото:  https://www.invaluable.com/auction-lot/-C176936319
Высокая талия, мягкие цвета, отдельный декор пояса и просто пышная прическа. Так предстает модница в глазах известной художницы Маргерит Жерар. Источник фото: https://www.invaluable.com/auction-lot/-C176936319

Талия становится выше, объём причёсок сохраняется, но их практически перестают пудрить, только иногда посыпая золотистой, рыжей или каштановой пудрой в подражание Марии-Антуаннете.

Простые образы дополняют отдельными аксессуарами: табакерками, муфтами, подвязками, карманными часиками и т.д., а дамы в салонах не стесняются надевать красивые фартуки, бывшие в обиходе в городской среде. Фартук, прежде бывший уделом простых кухаров, теперь становится модным предметом гардероба, даже хозяйки салонов принимают гостей в фартуках.

Журналы мод 1780х. Источник фото: Pinterest
Журналы мод 1780х. Источник фото: Pinterest

В моде естественность и простота. Волосы перестают пудрить, щёки румянить, а шляпки становятся дополнительным модным аксессуаром. Чепцы, пришедшие в моду после реформ Силуэта, становятся неизменным дамским атрибутом, особенно в революционные годы.

... тем временем Мария-Антуаннета всё больше удаляется от моды

Сама же Королева Мария-Антуанетта, прозванная к этому времени в народе "мадам Дефицит", также следует за модными тенденциями и всё чаще удаляется в специально отреставрированный для неё Малый Трианон – подарок короля – небольшой дворец, рядом с которым построена целая деревушка и небольшой театр.

Портреты  Марии-Антуаннеты второй половины 1780х отличает бОльшая простота костюма. Художник Элизабет Вижее-Лебреен. Источник фото: Википедия
Портреты Марии-Антуаннеты второй половины 1780х отличает бОльшая простота костюма. Художник Элизабет Вижее-Лебреен. Источник фото: Википедия

В Малом Трианоне она доит коров и коз, одеваясь в платье а-ля пастушка, ведь именно пастушка – одна из самых любимых ролей королевы в дворцовых спектаклях. Подражая жизни простого народа, она доит молоко в прекрасные фарфоровые кувшины и гуляет среди экзотических деревьев.

Всё как в знаменитой мифической Аркадии – стране счастливой и беззаботной жизни.

Модные журналы и рождение детской моды

Популярность нового стиля активно поддерживается модными журналами, которые настолько распространены, что буквально в последний предреволюционный год модные образы начинают меняться практически каждый месяц, а иногда и чаще.

Обосабливается от взрослой моды и детская. Появляются прямые брючки для мальчиков, а детские платья перестают напоминать женские громоздкие костюмы.

Главная модистка королевы Марии-Антуанетты на протяжении всех 1780-х продолжает задавать тон всем модным тенденциям. Именно её ателье станет прообразом модных домов 19 века
Главная модистка королевы Марии-Антуанетты на протяжении всех 1780-х продолжает задавать тон всем модным тенденциям. Именно её ателье станет прообразом модных домов 19 века

Уже перед самой революцией, королевский двор и аристократия одеваются так, что французский острослов говорит: "Вечером и герцогиня, и горничная одеваются одинаково".

Портрет Мадам де ла Катр. 1789 год  Белый цвет - цвет королей на портрете не случайно. Так, мадам де ла Катр высказывает свое отношение к ситуации в стране. Художник Элизабет Вижее-Лебреен
Портрет Мадам де ла Катр. 1789 год Белый цвет - цвет королей на портрете не случайно. Так, мадам де ла Катр высказывает свое отношение к ситуации в стране. Художник Элизабет Вижее-Лебреен

Иллюзия такого единства прервана стремительными событиями начавшейся революции. На открытии Генеральных штатов празднично разодетые королевская семья, аристократия и духовенство увидят представителей третьего сословия, одетых во всё чёрное. Именно так платящие налоги буржуазия и ремесленники выскажут своё отношение к королевскому абсолютизму и привилегированным классам.

О том, как Французская революция повлияла на моду, читайте в наших следующих публикациях или смотрите видео-лекцию "Мода Французской революции" на нашем ютуб-канале. И не забудьте подписаться на наш канал!

Материал подготовил научный сотрудник Музея Моды Михаил Комарков