Хатшепсут нарушила множество правил и канонов и вошла в историю как одна из самых могущественных женщин-политиков. Давайте вспомним, как именно она добилась власти, почему важно знать ее имя и как с этим связана мода.
Знакомьтесь, это Хатшепсут - женщина-фараон Нового Царства Древнего Египта (1490/89—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.). В переводе ее имя означает «Находящаяся впереди благородных дам», известна восстановлением Египта, массовой стройкой, своими военными походами и чуть ли не первыми механизмами пропаганды в мире. Власть царицы опиралась на легенды о ее божественном происхождении и культ жрецов.
Хатшепсут была дочерью фараона, но не могла унаследовать трон по традициям того времени. После смерти отца она стала регентом при несовершеннолетнем наследнике, а чтобы укрепить власть царица активно спонсировала строительство храмов и покровительствовала жрицам Амона. Перед ее советниками-жрицами стояла сложная задача - обосновать ее право на престол за счет культа личности ее отца и его связи с божественным. Служители храмов подтвердили, что она является дочерью Амона-Ра и в мужском облачении может выполнять весь функционал фараона.
Хатшепсут была одной из первых женщин, кто стал использовать одежду как атрибут власти и пропаганды. Приняв титулатуру фараона, она стала носить головной убор хат с уреем и накладную бородку. Чтобы казаться могущественный Хатшепсут обнажила торс и стала носить мужскую юбку. Ее образ в культуре имел женское изображение, но затем окончательно трансформировался в мужское. Это связано также и с тем, что фараон в Древнем Египте считался воплощением Гора и мог быть только мужчиной. Хатшепсут активно строила храмы, ее поддерживали жрецы, а сама она считалась одной из самых просвещённых жриц.
Почему фигура Хатшепсут до сих пор представляет для нас интерес? Одеждой и находчивостью эта женщина смогла сотворить вокруг себя целую легенду, заставив окружающих поверить в свое право на престол. До сих пор одежда является невербальным способом общения, и с ее помощью можно заставить окружающих принять Вас за "своего" или за чужака, от которого лучше избавиться. По такому принципу работает и "мир большого бизнеса", где женщина обязана носить деловую одежду и не отличаться от мужчин, и мир моды, где легко показать свое мнение с помощью гардероба.