Найти в Дзене
Ольга Руденко

Стартап без бюджета: можно ли собрать деньги через краудфандинг?

Оглавление

Недавно в прямом эфире с Ксенией, sales коучем и бизнес тренером, мы затронули тему краудфандинга. И если в России этот способ финансирования стал более менее понятен широкой аудитории всего пару лет назад, то в Европе и США #стартаперы уже давно активно привлекают денежные средства на таких платформах, как kickstarter.com.

Как это работает?

#Краудфандинг дословно — коллективное финансирование. Стартапер или организатор проекта просит конечного потребителя о финансовой помощи для создания проекта или нового продукта. Таким образом, краудфандинг дает возможность не только собрать необходимые средства для реализации идеи, но и оценить ее, насколько она интересна аудитории, закрывает ли потребности. У краудфандинга есть несколько моделей. Наиболее популярная — если средства не собираются в нужном объеме в определенный срок, они возвращаются участникам кампании. Это делает инструмент прозрачным и безопасным.

Так, например, работает крупнейшая в мире платформа Kickstarter,

первый и единственный проект коллективного сбора средств «Улей» в Белоруси

и краудфандинговая площадка CrowdRepublic, посвященная настольным и ролевым играм, околоигровым гиковским проектам, книгам и комиксам. Пионер и лидер краудфандинга в России платформа Planeta.ru основывается на очень лояльной модели. Если автору проекта удалось привлечь не менее 50% от необходимой суммы и он или она гарантирует, что что средств хватает на реализацию идеи и выполнение обязательств перед спонсорами, то кампания считается успешной.

Первое место по сумме собранных средств в российском краудфандинге занимает рок-группа «Алиса». Музыкантам удалось привлечь более 11,3 млн рублей для записи нового альбома.

Но совсем необязательно быть рок-звездой, чтобы собрать большую сумму. Фанаты Гарри Поттера собрали почти 11,5 млн рублей на печать фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Как зарабатывают крауд-платформы

Краудфандинговые платформы, как правило, получают доход от успешных проектов. Например, Boomstarter (вторая по величине краудфандинговая платформа в России) установил платный вход для всех авторов, а CrowdRepublic выставляет авторам неуспешных проектов счет в 5% от суммы сбора — деньги идут на погашение расходов платежных агрегаторов.

На иностранных платформах наиболее популярны дизайнерские и технологичные краудпроекты. В нашей стране пока лидируют музыкальные и социальные проекты. В 2012 году на «Планете» было 80% музыкальных кампаний, а сейчас их 18%. Это говорит о том, что развитие отрасли происходит планомерно. Мировой краудфандинг тоже начался с музыки, продолжился социальными проектами, а в итоге заинтересовал бизнес. В России прогнозируется аналогичное развитие.

Подробнее о том, как начать свой бизнес, не имея стартового капитала, вы можете посмотреть в записи нашего прямого эфира: