Найти в Дзене

Как получить первый шкиперский опыт и подготовиться к самостоятельному плаванию

Оглавление

Руководство для начинающих капитанов

Пройти обучение яхтингу и стать капитаном совсем несложно, намного труднее потом этой яхтой управлять, даже если опыта уже много. Ветер может усилиться, якорь запутаться и оторваться

Начинающий капитан может запаниковать и поступить неправильно, подвергнуть риску жизнь экипажа и безопасность судна. Прежде, чем первый раз выйти в море самостоятельно — наберитесь опыта. Его можно получить в учебном походе от школы, в команде другого капитана или в составе флотилии.

В этой статье расскажем, как подготовиться к первому самостоятельному плаванию. А в следующей — о подходящих маршрутах для начинающих капитанов.

Где брать первый опыт самостоятельного яхтинга?

Также, как и при вождении автомобиля, решающую роль играет практика. Вариантов получить запись в логбук и накатать мили достаточно. Среди наиболее простых и доступных — такие варианты:

1. Записаться в учебный поход от школы

Многие парусные школы предлагают принять участие в своих походах и экспедициях. Маршруты бывают разной сложности, с заходом в самые захватывающие по красоте места. Это может быть учебный поход вдоль побережья Италии, экспедиция вокруг Исландии или перегон яхты с одной регаты на другую через всё Средиземное море. Чем труднее условия, тем большему можно научиться. Управлять яхтой при меняющемся ветре, во время приливов и отливов, в условиях непростой навигации...

Преимущество учебных походов в том, что на борту находится не просто опытный капитан, а сертифицированный инструктор. Ведь одно дело — уметь ходить под парусом, другое — научить этому искусству других.

К тому же, если вы прошли обучение в этой же школе, то наверняка знакомы с капитаном — вам будет проще найти общий язык. Кроме того, школы обычно предлагают для своих выпускников скидки.

Школы, где есть учебные походы:

2. Ходить с более опытными капитанами в меньшей для себя роли

В интернете постоянно появляются интересные предложения от капитанов для тех, у кого есть лицензия шкипера и небольшой яхтенный опыт. Особенно если возникает форс-мажор и нужно срочно найти замену. Поискать такие объявления можно в группах в соцсетях, посвященных яхтингу, и на личных страницах капитанов.

-2

Иногда опытные капитаны ищут помощников в перегоны или на регаты, где умелые свободные руки никогда не бывают лишними.

Новичкам обычно достаточно оплатить свой авиабилет и питание. Это отличный вариант для практики и получения морских миль, а нередко за квалифицированную работу еще и заплатят. Правда, в экипаж обычно берут по рекомендациям. С вашей стороны, к незнакомым капитанам тоже стоит отнестись внимательнее, особенно если они зовут в сомнительные приключения.

-3

3. Пойти в свой первый чартер

Морские волки утверждают: капитаном станешь только тогда, когда сам начнешь брать яхту в чартер и нести ответственность. Пока ходишь матросом в составе экипажа — тоже набираешься опыта, но с ролью шкипера это несравнимо. Какие тут варианты?

  • Самостоятельно

Как отправиться в самостоятельное плавание в первый раз? Некоторые начинающие шкиперы настолько уверены в себе, что сразу после обучения в парусной школе арендуют яхту и выходят в море. Это нормально. Если вы один из таких смельчаков, убедитесь только, что у вас хватит знаний и навыков, чтобы управлять судном и экипажем не только в идеально спокойной акватории.

Для начала возьмите небольшую по размеру яхту, например, длиной 34-36 футов, чтобы ей легче было управлять, в том числе во время швартовок.

  • Под присмотром наставника

Более безопасный вариант — все-таки взять с собой в первое путешествие наставника, старшего товарища, который будет спокойно наблюдать, как вы справляетесь с обязанностями капитана, но всегда и вовремя придет на помощь, если возникнут сложности. Вы полностью несете ответственность, принимаете все решения, но можете в любой момент спросить совета у более опытного капитана, как поступить лучше.

-4

4. Поучаствовать в флотилии

Еще один формат — участие в флотилии, когда несколько лодок проходят маршрут вместе. Обычно ее возглавляет опытный капитан, остальные шкипера следуют за ним. Вы самостоятельно арендуете яхту, набираете экипаж и управляете в одиночку. В этом случае получается больше почувствовать свободу за штурвалом, но многие вопросы берет на себя организатор флотилии, облегчая вашу капитанскую долю. Вы идете по проверенному маршруту, с учетом всех подводных камней, а также проходите по вечерам мастер-классы на самые актуальные темы для начинающего шкипера. Риск что-то сделать не так, сломать, потеряв оставленный за лодку депозит, при таких форматах минимальный. После этого вы сможете уверенно выйти в море абсолютно самостоятельно.

Флотилию можно найти в тех же яхтенных школах, чартерных компаниях или у частных капитанов. Например:

-5

Также есть международные порталы (и приложения), которые помогают капитанам и членам экипажа найти друг друга. Форматы и условия участия разные. Позиции есть как для профессионалов (оплачиваемые), так и для новичков:

Чем отличается маршрут для начинающих яхтсменов?

Если у вас мало опыта, следует внимательно отнестись к выбору акватории, где будет комфортнее закреплять знания на практике.

Какие важные параметры нужно учитывать?

1. Безопасность

  1. На вашем маршруте должно быть достаточно стоянок, где можно остаться на ночь или укрыться в случае непогоды. Это могут быть как дикие, защищенные от ветра и волн бухты, так и оборудованные марины. Внимательно изучайте лоцию, чтобы у вас всегда был запасной вариант, где встать на якорь или пришвартоваться. Например, в популярных местах в разгар сезона обычно скапливается много лодок. Если вы пришли поздно или заранее не забронировали место, придется срочно искать альтернативу. Акватории изучайте в специализированной литературе (в печатном, а не электронном виде), по бумажным картам, а также в приложениях типа Navionics Boating. Это основное, чем пользуются все яхтсмены. Также есть приложения для онлайн-бронирования марин, например, Navily (весь мир), MySea (весь мир), ACI Marinas Berth Booking (Хорватия).
  2. Выбирайте страны, где доброжелательно относятся к иностранным туристам, а уровень преступности низкий. Сомали, Нигерия, Камерун, Бразилия и ещё ряд экзотических стран — не лучший выбор для спокойного круиза даже для опытного капитана. Сложно поверить, но в этих краях до сих пор существует пиратство.
  3. Не удаляйтесь далеко от берега. Выбирайте маршруты с короткими переходами. Если что-то пойдет не так, к вам всегда вовремя придут на помощь не только официальные службы, но и другие яхтсмены.

2. Хорошая инфраструктура

Гораздо приятнее ходить под парусом там, где чувствуешь себя комфортно. На стоянках тебя всегда встретят и помогут пришвартоваться. Это очень ценно, особенно когда вокруг стоят суперяхты миллиардеров, мимо которых страшно проходить мимо, а не то, что швартоваться рядом.

Яхтенные марины прекрасно оборудованы: есть душ, туалет, вода, электричество, рестораны, где ужинаешь с особым удовольствием после напряженного перехода. До супермаркета, яхтенного магазина или аптеки можно дойти пешком.

Дополнительный плюс — когда местные жители свободно говорят на твоем родном языке или хотя бы на английском.

-6

3. Стабильные погодные условия

Даже опытный капитан устает, если погода меняется по пять раз за день и шквалы налетают внезапно. Обычно так происходит из-за сложного рельефа местности, особенностей акватории или неблагоприятного времени года.

Например:

  • Пересекать Бискайский залив — задача непростая даже для подготовленного экипажа, тем более поздней осенью и зимой, когда там случаются ураганы. Дождаться идеальных условий нереально. Благоприятного прогноза для перехода яхтсмены могут ждать целую неделю.
  • Летом на Средиземном море довольно стабильная и предсказуемая погода, а вот в межсезонье и зимой яхтсменов, могут ожидать неприятные сюрпризы.

Внимательно следите за прогнозом, избегайте неоправданных рисков. Лучше переждать один день в защищенной марине, чем попытаться «проскочить». Зачем рвать паруса и трепать нервы себе и экипажу? Бушующее море — не лучшее место для поиска острых ощущений, тем более для начинающего шкипера. В приложении Windy.app для наблюдения за прогнозом яхтсменам нужно открыть погодный профиль SAIL.

4. Понятная навигация в акватории

Существуют разные по сложности районы для хождения под парусом. На маршрутах могут встречаться фарватеры, каналы, шлюзы, а движение судов отличается оживленностью. Например, в проливе Ла-Манш, коммерческом морском пути, яхтсмена ждет на пути около 1000 навигационных знаков, которые сложно пройти (особенно ночью). Для прохождения Босфора лучше воспользоваться услугами лоцмана, хорошо знающего акваторию.

Именно в подобных сложных местах вам пригодятся все знания, полученные в яхтенной школе о приливах и отливах, течениях, навигационных знаках и МППС (Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море). Но одно дело — видеть предупреждающие знаки на карте, уметь различать ходовые огни, и совсем другое — быстро реагировать на происходящее.

Среди главных опасностей для новичка-шкипера — резкие перепады глубин, когда шансы сесть на мель увеличиваются, а также высокое колебание приливов и отливов. В Европе самые сильные приливы и отливы можно наблюдать в Северном море (северном атлантическом побережье Франции) и на побережьях Голландии и Бельгии. Если неправильно рассчитать время по таблице приливов и отливов, легко оказаться в ловушке, ведь вход в некоторые марины доступен только в определенные часы, когда вода достигает нужного уровня.

Если вы не готовы усложнять обязанности шкипера, лучше выбирать простые акватории, где глубины стабильны, все подводные скалы давно отмечены на картах, а колебаниями приливов и отливов можно пренебречь. Например, в заливе Фетхие, в Турции.

-7

Планирование плавания

Во время путешествия под парусом капитану нужно держать в голове огромное количество информации, решать несколько задач одновременно, поэтому чем лучше вы подготовитесь заранее, тем легче вам будет в морском пути. Что именно делать?

1. Определите цели и задачи

Их стоит даже записать: что вы хотите получить от похода в целом? Какие навыки для вас важны в первую очередь? Хочется ли вам пройти как можно больше миль или посмотреть интересные места на маршруте в спокойном ритме? И так далее. Просто поставьте себе подобные вопросы и сами ответьте на них до похода.

Очень важно, чтобы ваш экипаж был в курсе всех планов и намерений. Разочарования неизбежны, если вы обещаете залитую солнцем палубу, купание в теплом море, ледяной мохито и популярные ночные клубы на берегу, а в итоге участникам приходится кутаться в непром во время длинных переходов и осваивать тактику штормования.

2. Внимательно изучите акваторию

Информации сейчас стало больше, технических возможностей тоже:

  • почитайте книги и сайты;
  • загрузите подробные карты из приложений;
  • запросите отзывы у опытных шкиперов, кто уже ходил по тому же маршруту;
  • посоветуйтесь, какое время года комфортнее для путешествия, какие местные особенности нужно учитывать;
  • берите на заметку любые полезные советы и рекомендации, адреса чартерных компаний, список кафе, телефоны водителя или переводчика — никогда не знаешь, что и когда может пригодиться;
  • продумайте, как будете питаться, где можно закупить основные продукты и питьевую воду на поход, где и насколько часто получится обновлять провиант.

3. Выберите и проложите маршрут

Планирование похода — обязательный пункт программы яхтенных школ. Для этого вам пригодятся планировщики или приложения, вроде Navionics Boating или Windy.app, где можно проложить маршрут на карте и составить примерное расписание по дням.

Вам предстоит рассчитать, сколько в среднем миль и часов будут занимать переходы, где лучше встать на ночлег, какие есть трудные места на маршруте.

-8

4. Найдите надежную чартерную компанию

Если у вас нет собственной яхты, стоит заранее найти, изучить и выбрать те компании, у которых хороший чартерный флот. Лучше несколько, чтобы сравнить предложения и условия. Так вы сможете подобрать подходящую для своего путешествия яхту по приемлемой для вас цене. Это может быть однокорпусная парусная яхта или катамаран. Чем новее яхта, тем меньше возникнет технических проблем.

На какие вопросы здесь важно ответить:

  • насколько внимательно компании следят за яхтами: содержат ли в чистоте и технически исправном состоянии,
  • есть ли у них все документы и лицензии,
  • достаточно ли будет ваших прав на управление яхтой,
  • как проходит приемка и сдача судна,
  • какие есть дополнительные расходы,
  • есть ли у яхты страховка.

На эти и многие другие вопросы вам помогут ответить опытные специалисты чартерного бизнеса. В первую очередь, ищите их по рекомендациям друзей и знакомых и хорошим отзывам. Не принимайте сомнительные предложениями от малоизвестных компаний. И только если нет возможности взять рекомендацию или вы не нашли отзывы, доверяйте интуиции.

5. Подготовьте документы

Чтобы взять яхту в чартер, капитан должен предоставить действующую лицензию на право управлять данным видом судна — International Bareboat Skipper.

В большинстве яхтенных школ, работающих по международной системе IYT (International Yacht Training) или RYA (Royal Yachting Association), можно пройти одноименный курс за две недели и сумму 950 евро (в RYA только на английском языке). Это один из самых популярных курсов среди будущих яхтсменов.

Полученной лицензии хватит для прибрежного плавания с семьей или друзьями в дневное время суток на яхте длиной до 78 футов. Этих документов также достаточно, чтобы взять в чартер яхту в большинстве стран мира.

В зависимости от страны, требования могут меняться. Например, в Турции достаточно лицензии IYT International Bareboat Skipper, в Греции с 2019 года стали требовать сертификаты, не ниже уровня, чем Yachtmaster Coastal. Во многих европейских странах нужна лицензия ICC, а также сертификат VHF оператор хотя бы у одного из членов экипажа.

-9

Шкиперу также необходимо оформить страховку. Это особенно актуально для малоопытных капитанов.

Также до выхода в море оформляется транзит-лог на весь экипаж — специальный документ, который нужен для путешествие на яхте по морям нескольких стран. Он «открывает» и «закрывает» границу. Обычно с этим помогают за дополнительную плату яхтенные агентства и чартерные компании. Для транзит-лога необходимо заранее предоставить крю-лист со списком членов экипажа и их паспортными данными.

Ну и конечно, у вас должна быть действующая виза того государства, куда вы путешествуете. Проверить необходимость получения можно на сайтах посольств, консульств и визовых центров стран в разделе «Визы для иностранцев» или ему подобном.

Итого основной минимум документов:

  1. Лицензия International Bareboat Skipper или уровнем выше
  2. Страховка
  3. Чартерная лицензия на сдачу яхты в аренду
  4. Транзит-лог
  5. Виза

6. Загрузите полезные приложения

Пока дома есть хороший интернет, заранее выберите программы и приложения, которые пригодятся вам в походе на яхте:

  • Navionics Boating (iOS, Android) — пожалуй, лучший цифровой атлас, где подробно расписана каждая акватория.
  • Windy.app (iOS, Android) покажет актуальный прогноз погоды, который будет всегда под рукой (можно включить офлайн-режим).
  • Anchor Alarm (iOS) и Anchor Mate (iOS) или Anchor Watch (Android) позволят спать спокойно на якорной стоянке, ведь сигнал сразу сообщит об опасности.
  • Tides Planner (iOS, Android) поможет правильно рассчитать приливы и отливы.

7. Составьте список полезных вещей

Любому члену экипажу следует внимательно отнестись к своей экипировке, а капитану — особенно. Это не только одежда и средства личной гигиены, но и вещи, которые лучше взять с собой, а не искать на месте или пытаться «одолжить»:

  • ручной и налобный фонарик,
  • мультитул,
  • ручная рация,
  • переходники на водяной шланг и переходник с универсальными разъемами,
  • тройник на 12V,
  • маска для подводного плавания,
  • зажигалка,
  • небольшие карабины,
  • скотч и более плотная изолента,
  • дополнительные веревки,
  • комплект для шитья,
  • и другие.

Соберите аптечку, где обязательно должны быть средства от укачивания, мази от ожогов и порезов.

8. Возьмите в команду более опытных яхтсменов

Конечно, управлять парусной яхтой, тем более небольшой, можно и в одиночку, но это сложнее, часто медленнее и неудобно. Возьмите с собой еще хотя бы одного-двух яхтсменов, которые с удовольствием станут на время похода вашими матросами.

Если вы вместе учились в яхтенной школе, будет еще легче понимать друг друга. Может быть, это просто знакомые, которые уже ходили в круизы или на регаты, так что знают, как вести себя в той или иной ситуации на борту. Или они знакомы с местом предстоящего плавания. Им не страшна морская болезнь, а сильный крен яхты не вызывает столько эмоций, сколько обычно испытывают те, кто оказались на парусной яхте впервые.

9. Решите вопрос питания

  • Определитесь, где и как будет питаться команда: на борту и суше.
  • Заранее узнайте, где лучше закупить продукты и питьевую воду. Как часто у вас будет возможность пополнять запасы в пути. Посмотрите, в каких ресторанах или кафе можно поужинать, если команда не захочет готовить на борту, какое там меню.
  • Берите больше воды — минимум два литра на человека в день.
  • Уточните у опытных шкиперов, что лучше взять из дома, если вы привыкли к конкретным или редким продуктам и напиткам.
  • Берите провиант впрок, но учитывайте возможности холодильника на яхте. Например, на большинстве круизных парусных яхт нет морозильной камеры, поэтому брать мясо или курицу на неделю — плохая идея. Овощи и фрукты тоже быстро портятся, зато крупы, макароны и консервы могут остаться даже после похода.

-10

10. Составьте бюджет (судовую кассу)

Судовая касса — это общие расходы экипажа во время путешествия на яхте. Состав и размер кассы зависит от конкретной ситуации. Обычно — это:

  • топливо (для парусных яхт его нужно мало, в отличие от моторных),
  • аренда стоянок, включая электричество и пополнение запаса воды,
  • продуктов и воды,
  • хозтовары,
  • и другие расходы.

В среднем на недельный круиз уходит еще около 150 евро с человека дополнительных расходов. Если яхта чартерная, то оставляется еще страховочный депозит на случай поломок, который возвращается, если все в порядке. Обычно 2000-3000 евро. Эта сумма делится между всеми участниками похода.

Как повысить квалификацию, чтобы ходить увереннее?

С каждым походом ваш опыт будет расти и вам наверняка захочется осваивать более сложные акватории, открывая для себя удивительный мир под парусами.

Для капитанов, у которых есть лицензия International Bareboat Skipper и которые хотят повысить профессиональный уровень, есть следующие, более сложные ступени.

Например, по системе IYT:

  • IYT Yachtmaster Coastal — капитан яхты прибрежного плавания в приливных водах, можно управлять судном не только днем, но и ночью.
  • IYT Yachtmaster Offshore — капитан дальнего плавания, с удалением до 150 морских миль от берега.
  • IYT Yachtmaster Ocean — капитан, для которого открыты все океаны мира.
-11

Но если на курс International Bareboat Skipper может записаться любой желающий, то к кандидатам, желающим присоединиться к программам Yachtmaster, есть ряд требований. Необходимо иметь в логбуке определенное количество пройденных миль, подтвердить свой опыт в качестве шкипера, а также предоставить медицинскую справку.

Помимо полноценных программ, есть мастер-классы, которые проводятся по вечерам или в выходные даже в местных яхт-клубах в различных маринах. Есть специальные курсы «Гоночная практика», где легендарные спортсмены, мастера спорта, призеры международных соревнований и участники Олимпийских игр делятся своим опытом.

Настоящий капитан продолжает учиться всю жизнь, каждый раз узнавая что-то новое о парусном спорте. Чем больше знаний и опыта — тем увереннее вы будете чувствовать себя в роли шкипера, даже в самых сложных ситуациях.

Резюме

  1. Чтобы официально брать яхту в чартер в качестве капитана и путешествовать по миру, нужна лицензия International Bareboat Skipper. Ее можно получить в любой яхтенной школе, работающей по международной системе IYT или RYA. Курс стоит 950 евро и длился две недели.
  2. Четыре главных способа получить больше практического опыта, после учебы в школе: записаться в учебный поход от школы, ходить с более опытными капитанами, пойти в свой первый чартер и принять участие в флотилии.
  3. Маршруты для новичков отличаются от маршрутов для опытных шкиперов. Они более безопасные, обязательно с хорошей инфраструктурой, стабильными погодными условиями и понятной навигацией в акватории. Чартерную компанию для аренды яхты следует выбирать самую надежную.
  4. При выборе и планировании маршрута обратите внимание на цели и задачи, еще раз на акваторию, возьмите в команду более опытных яхтсменов, тщательно проверьте яхту. Вам также помогут полезные вещи на борту и приложение для навигации и отслеживания погоды Windy App.
  5. После получения первого опыта, можно повысить квалификацию, пройдя дополнительное обучение по одной из международным системам: IYT или RYA.