Найти тему

Узнаёте? Удивимся сходству двух великих художников

Каждый из них прежде всего личность с очень сильным характером,

Один из них выбрал путь художника вопреки более логичному и гарантирующему доход роду деятельности, второй – только со второго раза поступил в Академию Художеств.

И это при том, что впоследствии стал признанным гением русской живописи.

Макет подготовлен автором статьи на основе фотографий картин: Каролюса-Дюрана"Портрет Э. Мане" (слева) и автопортрета И. Репина (справа). Фотографии картин из свободных источников
Макет подготовлен автором статьи на основе фотографий картин: Каролюса-Дюрана"Портрет Э. Мане" (слева) и автопортрета И. Репина (справа). Фотографии картин из свободных источников

Как Вы уже догадались, речь пойдёт о Эдуарде Мане и Илье Репине.

И даже что-то общее есть в их портретах)

И уже в них мы видим много, как нам кажется, черного цвета, но какой он при этом светлый по восприятию.

Репина мы видим в его автопортрете, а портрет Мане создан другим художником, который тем не менее тоже отразил это в портрете.

И в продолжение посмотрим два портрета, в которых посредством черного получились сильные светлые образы.

Фотография картины Э. Мане "Портрет Эмиля Золя" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Портрет Эмиля Золя" (из свободных источников)

Здесь черный цвет в портрете друга Эмиля Золя придал образу ещё бОльшую одухотворенность и мудрость.

Акцентировав внимание как на выражении лица, так и на обстановке – и только том в ней, что художник счёл нужным выделить.

Фотография картины И. Репина "М. К. Тенишева за работой" (из свободных источников)
Фотография картины И. Репина "М. К. Тенишева за работой" (из свободных источников)

И в этом портрете Репина силуэт почти скрыт черным цветом и внимание обращено на сам процесс работы на пленэре.

Тем самым передана увлеченность и портрет приобрёл ещё бОльшую выразительность.

Фотография картины Э. Мане "Балкон" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Балкон" (из свободных источников)

И снова чёрный цвет – в картине "Балкон" Мане.

Не вызывает сомнения то, что обоим художникам подвластно многое.

И, как мы видим, даже черный цвет укрощён, который, кажется, что и не заметен вовсе, лишь выявляя сюжет и свет.

А теперь два портрета, отражающих отдых – и тоже как созвучны.

Фотография картины Э. Мане "Отдых. Портрет Берты Моризо" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Отдых. Портрет Берты Моризо" (из свободных источников)

На первой картине мы видим Берту Моризо, на второй – жену Репина.

Обе запечатлены в картинах "Отдых", но выражен он больше пластично, не в выражении лиц, а посредством передачи силуэта, выразительности контуров.

В каждой из картин отдых, но отраженный экспрессивно.

Фотография картины И. Репина "Отдых. Портрет В. А. Репиной" (из свободных источников)
Фотография картины И. Репина "Отдых. Портрет В. А. Репиной" (из свободных источников)

Репин известен нам больше по изображению масштабных сцен, которые с самого начала сопутствовали его успеху и признанию.

Но и одна из первых картин Мане была признана самой тогда масштабной по изображенной в ней сцене отдыха в парке.

Фотография картины Э. Мане "Музыка в саду Тюильри" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Музыка в саду Тюильри" (из свободных источников)

К общему можно отнести и умение художников представить сюжет интересно, не "приукрашивая" его и, как кажется, не сильно заботясь о "красивости".

Фотография картины И. Репина "На Академической даче" (из свободных источников)
Фотография картины И. Репина "На Академической даче" (из свободных источников)

Запечатлевая и передавая сам момент – например пленэра (здесь), игры (далее).

Фотография картины Э. Мане "Партия в крокет" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Партия в крокет" (из свободных источников)

Следующей мы увидим картину Репина, созданную им ещё во время учебы.

Фотография картины И. Репина "Подготовка к экзамену" (из свободных источников)
Фотография картины И. Репина "Подготовка к экзамену" (из свободных источников)

Наряду со многим здесь интересным, замечаем удивительное впечатление даже только от освещения.

Замечаем выразительность каждого образа как в отдельности, так и в их выразительном сочетании.

И видимая затемненность комнаты лишь усиливает это впечатление. Как и в следующей картине Мане.

Фотография картины Э. Мане "Завтрак в мастерской" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Завтрак в мастерской" (из свободных источников)

И здесь силуэты выразительны, передавая даже характер запечатленных на картине людей.

Изображая сцену, оба художника могли добиться максимальной её выразительности, если ставили перед собой таковую задачу.

А теперь два женских портрета на природе.

Фотография картины И. Репина "Осенний букет. Портрет Веры Репиной" (из свободных источников)
Фотография картины И. Репина "Осенний букет. Портрет Веры Репиной" (из свободных источников)

На этом портрете мы видим Веру – дочь Репина.

И в очередной раз обращает внимание то, что в портретах своих близких Репин как никогда приближался к импрессионистическому впечатлению.

Удивительная их легкость, мягкость и светлость, сочетание цветов, "плавность" создающую.

Фотография картины Э. Мане "В саду" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "В саду" (из свободных источников)

И картина Мане, предыдущей созвучная. И прежде – по впечатлению.

И даже улыбке, которая, кажется, что в обеих картинах и в пейзаже передана.

Сдержанном и плавном – на картине Репина, искрящимся от солнца – в картине Мане.

Фотография картины Э. Мане "Мальчик с собакой" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Мальчик с собакой" (из свободных источников)

Помните картину "Друг" в ранее опубликованной статье о Репине?

И здесь, в картине Мане, ракурс интересен. И очень со смыслом.

И даже фон – полностью небо, как если бы мы смотрели снизу вверх.

И в этом картина оде добру подобна. И даже корзина – как солнце).

И в этом тоже сходство художников – видеть добро и уметь создать столь запоминающийся образ.

Фотография картины Э. Мане "Портрет Жюли Мане" (из свободных источников)
Фотография картины Э. Мане "Портрет Жюли Мане" (из свободных источников)

И снова два портрета – детских, на одном из них дочь Берты Моризо и Эжена Мане (брата Мане), на втором – дочь Репина.

И если первый портрет, созданный Мане, очень "природен", как будто растворяясь в пространстве или из него возникая.

То "Стрекоза" Репина не только "природна", но и прежде улавливаемым сходством со стрекозой удивляет. При этом портретом являясь.

Фотография картины И. Репина "Стрекоза" (из свободных источников)
Фотография картины И. Репина "Стрекоза" (из свободных источников)

Широта взгляда, размах, масштабом изображенного выраженный, выход за рамки привычных художественных задач при создании выразительных образов столь свойственны и Репину и Мане.

Велико и влияние их творчества на творчество как современных им художников, так и на последующие поколения. Талант и упорство, мастерство и неиссякаемая энергия отличают каждого из них и – в их картинах, внимание к которым неизменно.

© Кутафина Н. В.

🐠 Одарить автора можно: задонатив на Boosty, предложив работу на Kwork или сделав перевод. Друзья! Ставьте лайки, делитесь ссылкой на статью в соцсетях и подписывайтесь — это тоже поддержит автора! И отзывом порадуйте, напишите, что сегодня особенно понравилось)