В 1998 году Виктор Пивоваров создал работу «Тело московского неофициального искусства 60-70-х годов». Выполнил он ее в виде наглядной схемы: в обозначенное контуром тело мужчины вписал имена художников, ставших участниками альтернативной художественной сцены. Мы же решили сделать краткий экскурс по местам в Москве, связанным с важными событиями и явлениями в современном искусстве. И вот его первая часть.
Мастерская Ильи Кабакова
Где: Сретенский бульвар, 6/1
Легендарная мастерская Ильи Кабакова располагалась на чердаке дома на Сретенском бульваре — в бывшем Доме страхового общества «Россия». Художник попал туда случайно — после потери студии на Таганке он просто бродил по городу. «По смрадной черной лестнице, на которой слышались обрывки коммунальных скандалов, ты попадал на страшный чердак, где надо было идти по каким-то доскам…», — вспоминал место художник Игорь Макаревич. А дальше, по его же словам, возникал «фантастический мир». С начала 1970-х мастерская Кабакова превратилась в один из важнейших центров неофициальной художественной Москвы. Сюда приходили все, а некоторые еще и жили и работали поблизости — в окрестностях Сретенского бульвара. Среди них: Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров.
Илья Кабаков показывал в мастерской свои альбомы, Лимонов прятал рукописи от ГБ. Хозяин проработал здесь в течение 20 лет, после его иммиграции долгое время здесь размещался класс Института проблем современного искусства Иосифа Бакштейна. А в 2018 году помещение было передано Третьяковской галерее.
Место проведения Бульдозерной выставки
Где: пустырь в Беляево — пересечение улиц Островитянова и Профсоюзной
Пожалуй, самая знаменитая публичная акция советских неофициальных художников состоялась 15 сентября 1974 года на пустыре в Беляево. Речь об известной Бульдозерной выставке, организатором которой был Оскар Рабин. Правда, продлилась она недолго — от силы пять минут, некоторые участники даже не успели распаковать свои картины. После чего она была уничтожена сотрудниками силовых органов при помощи поливальных машин и бульдозеров. Разгром экспозиции получил широкий резонанс в мировых СМИ. Изначально выставку планировали устроить прямо на Красной площади, но потом решили перенести на окраину города.
Оскар Рабин и группа художников подали заявку в Моссовет о проведении «показа картин» на московском пустыре с двенадцати до двух часов. Формально выставку запретить не смогли, так как ранее в СССР никогда не проводились аналогичные художественные акции на открытом воздухе. Во время разгона экспозиции Рабин повис на ковше бульдозера. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».
Барак Оскара Рабина
Где: в Лианозово
С именем Оскара Рабина связана еще одна точка на карте. Вместе с семьей художника Евгения Кропивницкого он жил в бараке в подмосковном поселке Лианозово. А позднее, женившись на дочери Кропивницкого Валентине, пара переехала в собственную квартиру неподалеку. Именно она, в «гнилом, по окна вросшем в землю бараке», и стала центром художественной и интеллектуальной жизни московского андеграунда. «Это было содружество, куда приезжали все вплоть до Бродского или Горбовского, все, кто хотел, все, кого ни назовите. Художник мог показать новую картину, поэт мог почитать стихи, выпить могли все», — вспоминал поэт Генрих Сапгир.
В 1958 году свой барак-мастерскую Рабин открыл не только для узкого круга родных и единомышленников, но и для всех желающих. В «приемные дни» молодые художники могли показать здесь свое творчество более широкой публике. Мастерская стала своего рода местом паломничества, в том числе и для иностранных журналистов, дипломатов и коллекционеров. Правда, уже в 1960 году не заставила себя ждать реакция власти — фельетон «Жрецы помойки № 8» в газете «Московский комсомолец».
Арт-сквот
Где: Фурманный переулок
Квартиры в полуразрушенном заброшенном жилом доме в Фурманном переулке (сейчас он отреставрирован) в 1987 году стали занимать московские художники-нонконформисты. Расселенные коммуналки Юрий Альберт, Вадим Захаров, Константин Звездочетов и другие стали превращать в мастерские. «Эпоха расцвета Фурманного совпала с «русским бумом»: в воздухе пахло шальными деньгами, заграничными путешествиями и головокружительными карьерами, это было время непрерывного праздника, когда картины выхватывали из-под кисти, не дожидаясь, пока высохнет краска», — писал Макс Фрай. Сквот в Фурманном переулке просуществовал три года. В начале 1990-х часть художников обзавелась собственными мастерскими и квартирами, а некоторые перебрались в пустующий дом на Чистых Прудах и сквот на Ордынке.
Место проведения первого и единственного в СССР аукциона Sotheby’s
Где: Центр международной торговли (тогда — Совинцентр)
7 июля 1988 года в СССР прошли первые и единственные коммерческие торги западного аукционного дома. Sotheby’s тогда выставил на продажу в московском Совинценте свыше сотни произведений искусства — русского авангарда и неофициальных художников. Чтобы привлечь интерес западных коллекционеров к торгам, для них были организованы экскурсии в Москву. Их водили в мастерские художников и по русской традиции угощали водкой и икрой.
Общая выручка московских торгов Sotheby’s составила гигантские по советским меркам £2,085 млн. Одной из самых дорогих работ на торгах 1988 года стала картина Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон». Она же сделала художника знаменитым на Западе. При эстимейте в £14-18 тыс. «Фундаментальный лексикон» купили за £242 тыс.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.