Найти тему
Generalissimus

«Главный жандарм Российской империи». Александр Христофорович Бенкендорф

Советская историография повесила на этого человека стойкий ярлык «беспощадного жандарма-монархиста» и «цензора-душителя». Сегодня мало кому известно, что генерал Бенкендорф заслужил свои генеральские эполеты и целую россыпь высоких государственных и военных награда не близостью к монаршему двору, а своими талантами военачальника, личным мужеством и отвагой.

Александр Христофорович Бенкендорф родился 4 июля 1783 года[1]. Его дед – потомок знатного бранденбургского баронского рода поступил на русскую службу при императрице Елизавете Петровне, в последствие став генерал-поручиком и комендантом Ревеля (сегодня Таллин). Отец Александра дослужился до чина полного генерала от кавалерии и губернатора Риги.

Благодаря своему знатному происхождению и близкому знакомству с императорской фамилией Александр уже в пятнадцать лет стал унтер-офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В конце 1798 года Бенкендорфа в чине гвардейского поручика определили на должность флигель-адъютанта Павла I. Свою должность Бенкендорф сохранил и после воцарения нового императора Александра I.

Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные изображения Александра Христофоровича Бенкендорфа
Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные изображения Александра Христофоровича Бенкендорфа

Однако адъютантская должность тяготила молодого офицера, и он в 1803 году выпросился в действующую армию на Северный Кавказ. В ходе кампании 1803-04 гг., сражаясь под началом генерала Павла Дмитриевича Цицианова, Александр Христофорович отличился в боях против лезгинских горцев, а затем лихой кавалерийской атакой во время штурма крепости Гянджи. За свои боевые отличия Бенкендорф был награжден орденом Святой Анны 4-й степени.

В 1805 году за атаку, приведшую к уничтожению вражеских аванпостов у крепости Гамлю, Александр Христофорович был произведён в капитаны и пожалован орденом Святого Владимира 4-й степени. В дальнейшем Бенкендорф был командирован на греческий остров Корфу. Там он занимался формированием Албанского лёгкого пехотного батальона, который планировалось задействовать в экспедиции против французов в Южной Италии.

Во время главных событий войны Наполеона против Четвертой антифранцузской коалиции Бенкендорф состоял адъютантом при дежурном генерале главной армии П. А. Толстом. За мужество и отвагу, проявленные в сражении при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года, Александр Христофорович был произведён в чин майора и награждён орденом Святой Анны 2-й степени. Во время заключения Тильзитского мира он уже в звании подполковника входил в состав свиты русского императора.

-2

В начале 1809 года Бенкендорф направил рапорт о переводе его в Молдавскую армию, воевавшую на Дунае против Турции. Возглавив отдельный кавалерийский отряд, Александр Христофорович отличился при осаде крепостей Браилов (апрель-май) и Силистрия (октябрь). За успешные действия и умелое руководство личным составом в сражении при Рущуке 4 июля 1811 года полковник Бенкендорф был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

В июне 1812 года он возглавил авангард кавалерийского корпуса генерала Винцингероде. За успешную атаку французской пехоты в битве под Велижем 8 августа Александр Христофорович был произведён в чин генерал-майора. Располагая несколькими неполными эскадронами, 26 сентября внезапной атакой он выбил французов из Волоколамска. Во время отступления Великой армии кавалерия Бенкендорфа с конца октября по декабрь захватила в плен почти 6000 вражеских солдат и офицеров (в том числе трёх генералов).

Во время Заграничного похода русской армии генерал-майор Бенкендорф возглавлял отдельный «летучий» кавалерийский отряд. В марте-апреле 1813 года кавалерия Александра Христофоровича нанесла поражение французам под Темпельбергом. В бою при Фюрстенвальде он принудил к капитуляции три пехотных батальона, а затем участвовал в захвате Берлина и Вербена. За эти ратные отличия Александр Христофорович был пожалован орденом Святого Георгия 3-й степени.

-3

Действуя в составе Северной армии союзников, конница Бенкендорфа отличилась в сражении против корпуса маршала Удино при Гросс-Беерне (23 августа) и в бою против частей маршала Нея у Денневице (6 сентября). В битве при Лейпциге (16-19 октября) кавалерия Александра Христофоровича сражалась в составе корпуса генерал-лейтенанта Винцингероде, успешно действуя на его левом фланге. За свои новее боевые успехи Бенкендорф был награждён золотой саблей, украшенной алмазами.

В завершении кампании 1813 года отдельный «летучий» кавалерийский отряд Бенкендорфа весьма успешно действовал в Голландии. Своими дерзкими рейдами он освободил от французов города Утрехт, Амстердам, Роттердам и Бреда. В дальнейшем Александр Христофорович сражался на территории современной Бельгии. Отряд генерала взял города Лувен и Мехелен, захватив в качестве трофеев 24 орудия и освободив 600 пленных британских военнослужащих.

В кампанию 1814 года конница Бенкендорфа входила в состав Силезской армии, которой командовал фельдмаршал Г. фон Блюхер. В крайне тяжёлых для союзников сражениях против Наполеона при Краоне (7 марта) и Лаоне (9-10 марта) Александр Христофорович умело командовал всей русской кавалерией. После неудачной битвы при Сен-Дезье (23 марта) он грамотно прикрывал отступление корпуса генерала Винцингероде.

-4

После завершения Наполеоновских войн генерал-майора Бенкендорфа назначили командиром 2-й бригады в 1-й уланской дивизии. В 1819 году Александр Христофорович стал начальником штаба гвардейского корпуса, а 3 августа – генерал-адъютантом Александра I. 2 октября 1821 года Бенкендорф был повышен в чине до генерал-лейтенанта, возглавив спустя два месяца 1-ю кирасирскую дивизию.

Резкая активизация всевозможных тайных обществ, в которые входили офицеры и прогрессивная часть русского дворянства, вызывала у Бенкендорфа – ревностного приверженца сильной монархии и неукоснительной верности присяге крайне отрицательные эмоции и глубокую неприязнь.

Ещё в мае 1821 года он подал императору две аналитические докладные записки. В первой сообщалось – о тайных обществах, существующих в России. Вторая обосновывала необходимость создания в империи специального органа для осуществления надзора за деятельностью государственных служащих, военных, печатных изданий, общественной жизнью и мнением.

Император оставил записки Бенкендорфа без должного внимания. Итогом этого попустительства стало восстание, организованное офицерами и членами «Северного тайного общества» 26 декабря 1825 года в Петербурге. В эти роковые для российской монархии дни генерал-лейтенант Бенкендорф сохранил верность присяге, умело и твёрдо командуя правительственными войсками, расположенными на Васильевском острове.

-5

Взошедший на престол Николай I, оценил верность и преданность долгу, проявленные Александром Христофоровичем, пожаловав его Александровской лентой. Позже государь включил в генерала в состав Следственной комиссии по делу «восстания декабристов». Вопреки традиционной версии, Бенкендорф во время работы Комиссии неоднократно обращался к императору с просьбой о смягчении наказания участников мятежа.

После завершения разбирательств Александр Христофорович представил Николаю I черновик документа под названием «Проект об устройстве высшей государственной полиции», основанный на прежних записках Александру I. Император, одобривший проект, 7 июля 1826 года назначил Бенкендорфа шефом Корпуса жандармов. Спустя сутки генерал стал главным начальником III-го Отделения Собственной Его Величества канцелярии.

Когда Александр Христофорович, принимавший новую ответственную должность, осведомился относительно инструкций, Николай I вручил ему платок со словами: «Вот тебе и все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!» Теперь под началом Бенкендорфа находились Жандармский полк, осуществлявший полицейский надзор служба при войсках, и жандармские части Корпуса внутренней стражи.

-6

Вот как схематично и образно рисует структуру III-го Отделения современный российский автор Олег Викторович Мосин: «Мозговым центром всей системы стало Третье отделение – учреждение, призванное осуществлять тайный надзор за обществом, а Бенкендорф назначен его главой. Сотрудники вверенной Бенкендорфу службы углубились в деятельность министерств, ведомств, комитетов.

Чтобы предоставить императору ясную картину происходящего в империи, Бенкендорф на основании многочисленных отчетов своих сотрудников составлял ежегодный аналитический отчет, уподобляя его топографической карте, предупреждающей, где болото, а где и вовсе пропасть. С присущей ему скрупулезностью Александр Христофорович поделил Россию на 8 государственных округов. В каждом – от 8 до 11 губерний. В каждом округе – свой жандармский генерал. В каждой губернии – по жандармскому отделению. И все эти нити сходились в Санкт-Петербурге на углу набережной Мойки и Гороховой, в штаб-квартире Третьего отделения».

Основными задачами III-го Отделения Собственной Его Величества канцелярии были надзор за поддержанием общественного и административного, борьба с антиправительственной деятельностью и злоупотреблениями чиновников. Бенкендорф также отвечал за постоянное и своевременное информирование верховной власти обо всём происходящем в стране.

Жандармерия выполняла и функции контрразведки, осуществляя слежку за всеми прибывавшими в Россию иностранцами. Сам же Бенкендорф первоочередным своим делом считал борьбу против чиновников-казнокрадов. «Хищения, подлость, превратное толкование законов – вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят...», – открыто писал императору Александр Христофорович.

Александр Христофорович Бенкендорф и Александр Сергеевич Пушкин
Александр Христофорович Бенкендорф и Александр Сергеевич Пушкин

В 1828 году Бенкендорф сопровождал Николая I во время его поездки к театру боевых действий против Турции. Шеф жандармов принял активное участие в осаде крепостей Браилов, Исакчи и Шумлы. 3 мая 1829 года Александр Христофорович был произведён в полные генералы от кавалерии, а по прошествии трёх лет – возведён в графское достоинство Российской империи.

За свою семнадцатилетнюю деятельность на посту начальника III-го Отделения Бенкендорф входил в состав комитетов «по делам дворовых людей и по преобразованию еврейского быта». Он также занимался строительством Николаевской железной между Москвой и Петербургом. Пришлось генералу руководить подавлением восстаний и волнений в военных поселениях Прибалтики и Западной Белоруссии. За эти и другие заслуги перед государством Александр Христофорович был награждён высшей наградой Российской империи – орденом Святого апостола Андрея Первозванного.

Эта картина – «Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года», принадлежавшая кисти художника К. И. Кольмана, висела на стене рабочего кабинета в имении графа Александра Бенкендорфа наряду с портретами российских государей
Эта картина – «Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года», принадлежавшая кисти художника К. И. Кольмана, висела на стене рабочего кабинета в имении графа Александра Бенкендорфа наряду с портретами российских государей

В начале 40-х гг. ХIХ века Бенкендорф постепенно отдалился от двора. Императору были не по душе многочисленные жалобы высших военных и государственных сановников, обвинявших начальника жандармерии в превышении власти и постоянных необоснованных подозрениях. «Он ни с кем меня не поссорил, а примирил со многими», – так неоднократно говорил о Бенкендорфе император.

Александр Христофорович, несмотря на постоянные жалобы бюрократов и мздоимцев, обличенных высшей властью, продолжал честно исполнять свой долг. Однако со временем здоровье генерала пришло в полное расстройство. Последние годы своей жизни он вынужден был постоянно лечиться.

5 октября 1844 года 61-летний Александр Христофорович Бенкендорф скоропостижно скончался на борту парохода «Геркулес», возвращаясь из Амстердама, где проходил очередной курс лечения. Он был похоронен близ Ревеля в своем фамильном имении. «Самый верный и безошибочный суд публики о шефе жандармов будет в то время, когда его не станет», – такую пророческую эпитафию Бенкендорф сам для себя оставил в своих «Записках».

Как верно заметил один из российских историков, что «по своим убеждениям Бенкендорф был монархистом-консерватором, считавшим императорскую власть объединяющим началом русского общества, а монархическую Россию – столпом европейского порядка. Любую критику существующего строя он рассматривал как преступление, а просвещение народа – как источник вольнодумства. По его мысли, благо государства выше личного благополучия и даже законов. В глазах многих своих современников этот блестящий кавалерийский генерал, герой Отечественной войны, стал одиозной фигурой, символом охранительной николаевской системы…».

-9

[1] - даты в тексе приведены по новому стилю.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)