Потрясающие по своей мощи и виртуозности альбомы Джо Сатриани в свое время не только вдохновили целое поколение молодых рок-гитаристов, но и полностью изменили восприятие инструментального рока широкой публикой.
Более 35 лет назад, Джо Сатриани выпустил свой дебютный инструментальный альбом - «Not Of This Earth», ставший его визитной карточкой в мире рока. Запись альбома Джо финансировал с помощью кредитной карты, которую он получил по почте.
Сатриани вырос в Уэстбери, штат Нью-Йорк, и изначально планировал стать барабанщиком, (но как и его коллега по цеху Ингви Мальмстин в далекой Швеции) решил стать профессиональным гитаристом в день смерти Джими Хендрикса - 18 сентября 1970 года.
Погруженный в творчество Джими Хендрикса, Led Zeppelin, Джеффа Бека и героя джазовой гитары - Уэса Монтгомери, Джо отправился в Калифорнию, чтобы поставить свою музыкальную карьеру на профессиональные рельсы.
Сменив множество профессий, в том числе садовника и каменщика, Сатриани занялся преподаванием гитары и среди его тогдашних учеников, можно встретить многих сегодняшних гитарных звезд - Кирка Хэммета, Алекса Сколника и его друга Стива Вая.
По словам самого Джо, заняться уроками его «жизнь заставила».
Первая настоящая группа гитариста - пауэр-поп-трио The Squares, записи которого сегодня можно без труда найти в YouTube и стриминговых сервисах, прибавила Сатриани опыта концертных выступлений и придала уверенности в себе.
Забытых рок-героев 80-х, The Squares сегодня вспоминают лишь в контексте биографии Джо Сатриани. Это была его краткая остановка на пути к началу сольной карьеры.
За последние три десятилетия, «Сатч» (прозвище Сатриани) стал одним из главных героев шреда, огромное влияние которого признают как гитарные фрики, так и просто любители рока.
Его потрясающая гитарная техника, включает в себя множество эффектных приемов, трюков и умопомрачительных поливов.
Быстрые легато, экзотические гаммы и гармонии, эксперименты с педалями эффектов и невероятно разнообразное звучание Сатриани - стали частью современной рок-гитары.
И хотя на сцене он довольно часто пересекается с менее значительными и просто очень техничными «шредботами», музыкальный талант Джо Сатриани является неоспоримым.
Сатриани, как композитор очень изобретателен, и в своих песнях соединяет не только безупречную технику, невероятную экспрессию и артикуляцию, но и великолепные мелодии, которые можно без труда напеть. Сегодня, Джо Сатриани – это в первую очередь сонграйтер, а уже потом гитарист-виртуоз.
Имея на своем счету 15 номинаций на Grammy, Сатриани, как и его старший коллега - легендарный Джефф Бек, стал не только популяризатором, но и внес огромный вклад в возрождение интереса к инструментальному року.
Кроме успешных сольных туров, у Джо нашлось время, чтобы «погостить» в концертном составе Deep Purple на месте ушедшего Ричи Блэкмора и поиграть с Миком Джаггером. Но при этом он не был готов променять сольную карьеру на теплое местечко под боком у очередных мега-звезд, для которых он был всего лишь очередным хорошим гитаристом.
Сатриани записал 17 студийных альбомов, сделал великое множество живых записей (например в его звездном шред-проекте G3 со Стивом Ваем, Джоном Петруччи, Робертом Фриппом, Эриком Джонсоном и Ингви Мальмстином) и выпустил два альбома в составе супергруппы Chickenfoot (Сатриани/Хагар/Энтони/Смит).
Несмотря на вполне официальный статус гитариста Chickenfoot, Сатриани так и остался эдаким одиноким волком гитарного мира, для которого более комфортно играть собственную музыку и на собственных условиях, чем примыкать к кому-либо.
Его strange beautiful music действительно создана где-то в других мирах, и ее по-прежнему жаждут услышать миллионы поклонников.
А теперь, как говорится – Поехали!
Surfing With The Alien (1987)
Главный альбом в подборке любого фаната Сатча, Распроданный тиражом более двух миллионов копий - это его персональный «Led Zeppelin IV», «Electric Ladyland», «Wired».
Здесь Сатриани сходу выкладывает большинство своих гитарных козырей. Заглавная композиция альбома отличается ураганным, словно врывающимся в стратосферу гитарным соло, и красивейшим двуручным тэппингом.
Зловещая «Ice 9» (написанная по мотивам романа Курта Воннегута) запоминается своими звенящими словно лед аккордами и крадущимся соло.
Без заводной, почти ван-халеновской «Satch Boogie» впоследствии не обходился ни один концерт Сатриани, а номинированная на Грэмми, прекрасная «Always With Me, Always With You» - стала фирменным номером в репертуаре каждого гитарного маньяка помешанного на балладах.
Почти каждая песня (а это именно песни) диска напоминает изысканную игру с настроением слушателя. Кажется, что гитаре Джо подвластно пространство и время. Путешествие по трекам альбома – это калейдоскоп стилей и эпох. Здесь вы найдете немного востока, немного кельтики, немного душевного блюза и даже вагнеровский метал.
«Серфинг» - вечная классика инструментальной рок-гитары и учебник для всех неофитов начинающих свой пути на пути шреда.
Crystal Planet (1998)
Спустя десятилетие после выпуска «Surfing With The Alien», Сатч приобрел всемирную репутацию, разработал ультрасовременную гитару Ibanez «Chrome Boy», и побрился наголо и надел стильные темные очки (которых у него дома целая коллекция).
Все вместе – это придало его музыкальным работам новую эстетичность, а образ музыканта стал более таинственным.
Crystal Planet звучит совершенно по-новому, демонстрируя не только сильные стороны своего создателя, но и инновационное звучание музыки Сатриани. Потрясающий трек – «Up In The Sky» лишнее тому подтверждение.
Здесь нашлось место и заигрыванию с тяжелым ритм-энд-блюзом в «House Full Of Bullets», и звуковым экспериментам в «Trundrumbalind» и великолепным - «Lights Of Heaven» и «Love Thing», мелодия которых словно доносится из утопающей в межзвездной синеве далекой галактики.
Экспериментальный, качающий, идеальный с технической точки зрения и полный свежих мелодических идей, Crystal Planet срубает наповал. Именно он заложил основы современного звучания Сатриани.
Flying In A Blue Dream (1989)
Продолжение «Серфинга» закономерно доказало музыкальным критикам то, что это не случайность, и Джо Сатриани – это всерьез и надолго.
Даже несмотря на то, что Сатч оказался в большей степени композитором и гитаристом, чем выдающимся певцом, вокальные композиции альбома ему также удались.
Он уверенно справился как с боевиком - «Big Bad Moon», так и с жизнеутверждающей балладой «I Believe».
Шестиструнное банджо и блюзовая гармоника добавили глубины, а в некоторых частях альбома от его гитарной пиротехники просто сносит крышу.
Контролируемый фидбэк в заглавном треке – «Flying In A Blue Dream», арпеджио в «The Mystical Potato Head Groove Thing» (исполняемые при помощи только одной левой рукой), нео-классическая двойная – «The Forgotten» ( где Джо снова творит чудеса с помощью двуручного тэппинга, имитирующего его фирменный эффект перкуссии) и прогрессивная «The Bells of Lal», звучащая из огромного реверберирующего пространства.
Несмотря на то, что критики часто ругали этот альбом за бездарный и слабый вокал, Сатриани не только успешно развил музыкальные идеи диска-предшественника, но и кое-где довел их до совершенства. Замечательный выбор для прослушивания дождливым вечером.
The Extremist (1992)
Во времена, когда из каждого выпуска MTV рвались на волю звуки гранджа, а Курт Кобейн внезапно стал не только новым гитарным героем, но и музыкальным, композиции Сатриани - «Friends», «Summer Song», « War» стали настоящими хитами, и лейбл музыканта решил использовать их в телевизионной рекламе.
Все это помогло продвинуть четвертый лонгплей Сатча на 22-место рейтинга Billboard-200. На сегодняшний день - это наивысшая позиция его альбомов за всю карьеру.
Наряду со сверхъестественным мастерством, Джо здесь звучит очень вдохновенно. На альбоме просто нет проходных вещей. Для многих фанатов гитариста - это его лучшая работа.
Заглавная песня, энергичная «The Extremist» снова заинтересовала жюри Грэмми, а исполненная горя (по недавно умершему отцу) «Cryin '» записанная одним дублем, заставила плакать студийного инженера Энди Джонса. После этого альбома, о Сатриани узнали даже далекие от инструментального гитарного рока люди.
Strange Beautiful Music (2002)
Настоящий водораздел в карьере гитариста. Содержание альбома «Strange Beautiful Music», более чем соответствует его названию. Неформатные для Сатриани – «Oriental Melody» и «Eastern Belly Dancer» основанные на восточных ладах, звучат невероятно экзотически.
«Seven String» и вовсе отдает дань уважения повальному увлечению модных тогда ню-металлистов пониженными строями 7-ми струнных гитар Ibanez Universe.
Основанная на кантри «Starry Night» приносит Сатчу очередную номинацию на Грэмми.
А лирические «You Saved My Life» и «What Breaks A Heart» источают человечность и повествуют о глубоких чувствах их создателя.
Вдобавок ко всему Сатриани решился и на кавер. Классическая «Sleep Walk» из золотых 50-х, украсила собой альбом.
«Strange Beautiful Music» - очень сдержанная (демонстрирующая контраст с предыдущими) работа Сатриани, где филигранная техника гитариста идеально сосуществует с душевностью и красотой мелодий.