Как часто с вами было такое: едешь в машине или сидишь в кафе, вдруг слышишь знакомую до ужаса мелодию... но никак не можешь вспомнить название! Начинаешь мучиться головными болями, идёшь в аптеку за таблетками от склероза, впадаешь в депрессию...
На самом деле многие из нас и вправду не знают названия тех или иных композиций. Названия либо никак не соотносятся с текстом (в случае, если композиция инструментальная - и того сложнее), либо название вымещается ударными строками текста, либо оно просто не имеет для слушателя никакого значения.
В сегодняшней статье я расскажу вам о пяти таких "безымянных" композициях, однако на деле их - намного больше! Если вы знали названия всех представленных здесь произведений, можете считать себя подкованным меломаном!
1. Луиджи Боккерини - Менуэт
И начнём мы, пожалуй, издалека. Погрузимся в атмосферу эпохи Просвещения и отыщем там прекрасного итальянского композитора Луиджи Боккерини. Боккерини, хоть и считается итальянским композитором, большую часть жизни провёл в Испании, будучи виолончелистом: сначала при инфанте (т.е. принце) Луисе, а затем - при богатом вельможе Маркезе Бенавенте, страстном любителе музыки.
Боккерини был чрезвычайно плодовитым композитором. Его перу принадлежат оратории, кантаты, мессы, оперы. Однако самым настоящим коньком талантливого итальянца были галантные, исполненные изящества и простой красоты струнные квартеты и трио.
По сей день большой популярностью пользуется его струнный "Менуэт". Мы часто слышим эту композицию в кино и на телевидении - скажем, в эпизодах светских раутов (вспомните хотя бы российский сериал "Кухня"). Однако далеко не все из нас знают точное её название.
2. Paul Desmond - Take Five (1959)
Давайте переместимся примерно на 160 лет вперёд и посмотрим на ещё одну чудесную композицию, название которой частенько забывают.
Сколько в этом мире существует действительно запоминающихся и популярных джазовых мелодий? На самом деле не так уж и много. Однако есть такие, которое надолго и прочно вписались в память слушателей. Среди них - и "Take Five".
Эта приятная композиция была написана в 1959 году знаменитым саксофонистом Полом Дезмондом на ритм барабанщика Джо Морелло. Запоминающаяся партия ударных вкупе с чётким фортепиано и т.н. "прохладным" саксофоном и сделали эту мелодию хитом. Вот только название мало кто помнит. А ведь оно может преподнести слушателю массу сюрпризов.
"Take five" на сленге означает "взять перерыв". Также фраза "take five" отсылает нас к музыкальному размеру этой композиции - пять четвертей (в одном музыкальном такте).
3. Dick Dale - Misirlou (1962)
В своей недавней статье, посвящённой жанру сёрф-рок, я подробно останавливался на фигуре Дика Дейла. Вкратце повторюсь.
Сёрф-рок - жанр рок-музыки, возникший на пляжах Калифорнии в начале 1960-х. Отличительными чертами данного направления стали особая техника игры на гитаре с сильной реверберацией (звук становится дрожащим, плавающим, похожим на плеск волн), партия ударных, кочующая из песни в песню, а также (в подавляющем большинстве случаев) отсутствие вокала. Все эти черты можно найти в самой известной композиции "Короля сёрф-гитары" Дика Дейла - "Misirlou".
В 60-е композиция Дейла стала большим хитом, однако довольно быстро стёрлась из памяти массового слушателя. Вторую жизнь ей подарил Квентин Тарантино, вставив её в начало своего легендарного фильма "Криминальное чтиво". Эта и несколько других композиций сёрф-рока, прозвучавших в фильме, подняли новую волну популярности жанра. Однако "Misirlou" Дика Дейла стала прочно ассоциироваться с "Чтивом" и серией фильмов "Такси", где также прозвучала. А вот оригинальное (во всех смыслах) название знакомо далеко не всем.
Дик Дейл эту композицию не сочинял. Он вообще писал довольно редко - в основном в его репертуаре присутствовали сёрф-обработки народных песен разных стран (скажем, знаменитой еврейской песни "Хава Нагила"), а также обработки кантри- и рок-хитов. "Misirlou" - средиземноморская народная песня, известная в Турции и на северной оконечности Африки примерно с 1920-х годов. Слово "misirli" переводится с турецкого как "египтянин", а суффикс "ou" указывает на то, что слово женского рода. Поэтому название композиции можно перевести как "Египтянка".
4. Эдуард Хиль - Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой (1966)
И если название предыдущих композиций так или иначе можно вспомнить, то вот подлинное название знаменитого вокализа в исполнении Эдуарда Хиля знают очень и очень немногие. В основном эту композицию авторства Аркадия Островского называют просто как "Вокализ" или же "Е-е-е-е-е, трололололо".
Истории этой песни я касался в своём списке самых лучших песен с бессмысленным текстом. Здесь я расскажу вам только о том, почему у неё такое длинное и странное название. Дело в том, что изначально композиция не была вокализом, а имела вполне себе внятный текст. Песня исполнялась от лица ковбоя, скучающего по своей любимой в дороге домой. Однако по цензурным соображением авторы песни - композитор Аркадий Островский и поэт Вадим Семернин - решили даже не предлагать идейно сомнительный текст на утверждение.
5. Эннио Морриконе - Chi Mai (1971)
Недавно покинувший этот мир итальянский композитор Эннио Морриконе оставил после себя громадное наследие. Он написал музыку к более, чем четырёмстам фильмам, среди которых есть и подлинные шедевры кинематографа - такие как "Однажды в Америке" и "Долларовая трилогия" Серджио Леоне.
В 1971-м году маэстро Морриконе написал композицию "Chi Mai" (итал. "Кто бы ни..."), которой было суждено стать едва ли не самым известным его произведением. В том же году композиция попала в фильм "Маддалена" режиссёра Ежи Кавалеровича, а спустя десять лет получила свой звёздный час - в фильме Жоржа Лотнера "Профессионал" (1981 г.). С тех пор "Chi Mai" (по крайней мере, в странах СНГ) знают именно как "музыку из "Профессионала".
Безусловно, это ещё не все композиции, подлинные названия которых мало кто помнит. На данном этапе у меня заготовлен ещё десяток таких номеров.
Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..