Найти тему

5 УМЕРШИХ ЖАНРОВ КИНО

Оглавление

Всё течёт, всё изменяется... не помню, кто это заметил, но замечено точно, не правда ли? И если мы принимаем за аксиому положение о том, что искусство - это отражение действительности, то вывод напрашивается сам собой: даже у такой, казалось бы нерушимой вещи, как искусство, есть свои сроки годности.

Я наконец-то вспомнил, что мой канал - ещё и о кино. О нём и поговорим. И чтобы хоть как-то обосновать тот философско-культурологический понос, который случился у автора данной статьи в первом абзаце оной, мы поговорим о тех жанрах кино, в которых уже не снимают... ну, или почти не снимают...

Каммершпиле

"Последний человек", реж. Ф. В. Мурнау, 1924 г
"Последний человек", реж. Ф. В. Мурнау, 1924 г

Нырнём для начала в анналы истории и взглянем на такой интересный жанр, как каммершпиле.

Если вы думаете, что немое кино - это только комедии с кривляющимися чудаками или мелодрамы с заламыванием рук и выпучиванием глаз, то каммершпиле сделает вам мощную прививку от подобных предрассудков. Зародился и расцвёл он в 1920-е годы, в послевоенной Германии. Каммершпиле (нем. Kammerspiele — камерная драма) - мрачное и, как правило, натуралистическое кино, обнажающее чувства людей, их пороки и потаённые желания. Как правило, в фильмах этого жанра было мало действующих лиц (среди них больше всех - бедняков, бюргеров средней руки и чиновников), единство времени и действия (то есть, вся история растягивается примерно на несколько дней), а также - много социального подтекста, пессимизма и символизма мельчайших деталей.

Постепенно Германия приходила в себя после Первой Мировой, на европейский кинематограф стал оказывать большое влияние Голливуд с его оптимизмом и хэппи-эндами, и примерно к середине-концу 1930-х жанр сошёл на нет.

Вообще, каммершпиле - довольно локальная история (нигде, кроме Германии, он большого развития не получил). Несмотря на это, во многом именно каммершпиле научил всё мировое кино снимать драмы. К тому же, очень многие техники съёмки - для того времени революционные - были впервые применены именно в этих фильмах. Так, в фильме 1924 года "Последний человек" оператор Карл Фройнд одним из первых снял камеру со штатива и плавающими, полуразмытыми и шатающимися ракурсами показал мир глазами пьяного человека. Позднее, кстати говоря, Фройнд переехал в США и сделал весьма неплохую карьеру в Голливуде: именно он выступил оператором на классическом фильме ужасов "Дракула" (1931 г.), а также снял как режиссёр фильм "Мумия" (1932 г.), лёгший в основу мирового блокбастера 1999 года выпуска с Бренданом Фрейзером в главной роли.

Что посмотреть?

"Осколки" (реж. Л. Пик, 1921 г.)

"Сочельник" (реж. Л. Пик, 1923 г.)

"Чёрный ход"(реж. П. Лени и Л. Йеснер, 1921 г.)

"Последний человек" (реж. Ф. В. Мурнау, 1924 г.)

"Безрадостный переулок" (реж. Г. В. Пабст, 1925 г.)

Фильм-ревю

"Бродвейская история", реж. Г. Бомонт, 1929 г.
"Бродвейская история", реж. Г. Бомонт, 1929 г.

Как только кино научилось говорить и даже петь (произошло это в 1927-м году, когда на экраны всего мира вышел "Певец джаза" с Алом Джонсоном) в каждый фильм пытались вставить хоть одну песенку. Очень быстро "тему" со звуком в кино распробовали и звёзды эстрады, коих и в минувшие года было не счесть. Хорошие музыкальные истории, правда, всё ещё были редкостью, однако сама идея эстрадного представления на киноэкране многим приглянулась. Так и родился жанр фильма-ревю.

Принципиальным отличием этого жанра от мюзикла является то, что несмотря на присутствие большого количества музыки, она не является двигателем сюжета. Кроме того, помимо музыкантов, певцов и певиц в фильмах-ревю принимали участие танцоры, эстрадные комики и даже фигуристы (собственно, обычное театральное или эстрадное ревю и представляет из себя такой вот сборник номеров - на одну тему, но подчас без единого сюжета).

Очень быстро на вооружение этот жанр взяли советские кинематографисты и даже создали в нём несколько шедевров (об этом позднее). В СССР жанр получил имя "фильм-концерт". Правда, некая архаичность жанра привела к тому, что уже к 1970-м он стал сходить на нет. Поздние попытки его воскрешения в виде различных музыкальных шоу а-ля "Старые песни о главном" также не принесли должных плодов.

Что посмотреть?

"Бродвейская история" (реж. Г. Бомонт, 1929 г.)

"Эта весёлая планета" (реж. Ю. Сааков и Ю. Цветков, 1973 г.)

"Люди и манекены" (реж. В. Храмов, А. Райкин, 1973 г.)

"Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика" (реж. Ю. Сааков, 1977 г.)

Пеплум

"Клеопатра", реж. Дж. Манкевич, 1963 г.)
"Клеопатра", реж. Дж. Манкевич, 1963 г.)

Если до этого речь в статье шла об откровенном старье, то далее мы поговорим о жанрах, которые ещё время от времени мелькают на экране, но одной ногой они уже в сырой могиле.

Пеплумы (от др.-греч. πέπλος, πέπλον — платье, одежда, лат. peplum) - это исторические драмы, как правило, повествующие о событиях, имевших место в древних цивилизациях - в Риме, Греции, Египте. Также к жанру пеплум относят некоторые экранизации Святого Писания и мифов разных народов. Продолжительность пеплума может доходить до трёх (и более) часов, также для него характерны невероятная эпичность и масштабность. Примерно с середины прошлого века и до 1970-х годов пеплумы - сначала итальянского производства, затем и Голливуд очухался - не сходили с киноэкранов, став главными блокбастерами и грабителями зрительских кошельков.

Сильно переменил ситуацию кассовый провал теперь уже ставшего классикой фильма "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли (1963 г.). И дело было не качестве фильма - он и сейчас, спустя пятьдесят семь лет, производит впечатление. Просто на его производство в общем и целом было потрачено 38 миллионов долларов - космическая по тем временам сумма. У всех зрителей Европы и Америки просто не хватило денег, чтобы отбить такой термоядерный бюджет. Приносить прибыль фильм начал только спустя четыре года, а также продажи прав на телепрокат. Так или иначе, другие студии поостереглись тратить деньги на подобные проекты, и почти на сорок лет о пеплумах постарались забыть.

Ситуацию переломил выход в 2000 году фильма Ридли Скотта "Гладиатор", ставшего крупным хитом. В следующие 14 лет, вышло множество пеплумов самого разного масштаба и качества. Однако в 2014 году случилось так, что аж четыре фильма подряд - "Исход: Цари и Боги", "Помпеи", "Геракл: Начало легенды" и "Геракл" (слишком много Гераклов на один год) - просто рухнули в прокате, и мода на пеплумы снова улетучилась. Вряд ли мы увидим хоть один пеплум в ближайшие пять-десять лет на экранах кинотеатров. Хотя ситуацию вполне могут исправить стриминговые сервисы, готовые выделять громадные суммы даже на самые сомнительные в финансовом отношении проекты.

Что посмотреть?

"Камо грядеши?" (М. Лерой, 1951 г.)

"Бен-Гур" (реж. У. Уайлер, 1959 г.)

"Клеопатра" (реж. Дж. Манкевич, 1963 г.)

"Гладиатор" (реж. Ридли Скотт, 2000 г.)

"Орёл девятого Легиона" (реж. К. МакДональд, 2011 г.)

"Ной" (реж. Д. Аронофски, 2014 г.)

Фильм плаща и шпаги

"Анжелика и король", реж. Б. Бордери, 1966 г.
"Анжелика и король", реж. Б. Бордери, 1966 г.

Вся романтика Нового и Старого Света собралась в этом прекрасном жанре, однако популяризировали его, в первую очередь, французские кинодеятели. Собственно, сам термин является калькой с французского "film de cape et d'épée".

Фильмы плаща и шпаги - это авантюрно-приключенческие истории, обыкновенно разворачивающиеся в Новом времени (XVI-XIX вв.) в Европе и её колониях (изредка - на Востоке). Важными атрибутами этого рода фильмов являются поединки на шпагах, юный герой а-ля д'Артаньян и красивая любовная линия. В подавляющем большинстве случаев фильмы плаща и шпаги являются экранизациями известных литературных произведений: в первую очередь это романы Александра Дюма-отца вроде "Трёх мушкетёров".

Кстати, именно к этому разряду относятся и всевозможные фильмы о пиратах. Они-то во многом и вогнали жанр в могилу. Грандиозные провалы таких картин, как "Пираты" (реж. Роман Полански, 1986 г.) и "Остров Головорезов" (реж. Ренни Харлин, 1995 г.), заставили многих продюсеров серьёзно подумать о том, нужно ли такое кино зрителям. В новом столетии популярность франшизы "Пираты Карибского моря", где элементы фильма плаща и шпаги сплелись с элементами фэнтези, а сами картины были выполнены на беспрецедентно высоком уровне (по крайней мере, первые три) на некоторое время вернула уже задыхавшийся жанр к жизни. Продержалась вся эта "пиратская" магия, правда, недолго - новое осмысление сюжетов "Трёх мушкетёров" от режиссёра Пола Андерсона не пришлась публике по вкусу, равно как и российская поделка "1812: Уланская баллада" (реж. Олег Фесенко, 2012 г.). В год 200-летия Бородинской битвы фильм о Бородинской битве не отбил даже половину затраченных на него денег.

Ныне жанр периодически оживает лишь на малых экранах: к примеру, популярность снискал телесериал "Чёрные паруса" (реж. Нил Маршалл и Сэм Миллер, 2014-2017 гг.), предваряющий историю романа Роберта Луиса Стивенсона "Остров Сокровищ".

Что посмотреть?

"Одиссея капитана Блада" (реж. М. Кёртис, 1935 г.)

"Фанфан-тюльпан" (реж. Кристиан-Жак, 1952 г.)

Серия фильмов об Анжелике (реж. Б. Бордери, 1964-1968 гг.)

"Остров сокровищ" (реж. Е. Фридман, 1971 г.)

"Гардемарины, вперёд" (реж. С. Дружинина, 1987 г.)

Вестерн

"Бутч Кэссиди и Санденс Кид", реж. Дж. Р. Хилл, 1969 г.
"Бутч Кэссиди и Санденс Кид", реж. Дж. Р. Хилл, 1969 г.

Многие могут мне написать: какой же вестерн - мёртвый жанр? Нет, нет - да проскочит где-нибудь хоть одна ковбойская шляпа! Отчасти такие комментаторы будут правы - назвать вестерн совсем уже почившим язык не повернётся. Однако совершенно очевидно, что жанр обескровлен, выжат и уже не сегодня, так завтра, канет в небытие.

А ведь когда-то вестерн был едва ли не флагманским американским киножанром, оказал громадное влияние как на мировой кинематограф, так и на всю мировую поп-культуру в целом. Вестерны стали снимать в Италии - вдалеке от техасский прерий и Больших Скалистых гор (этот подвид вестернов получил имя "спагетти-вестерн") - а также в ГДР (фильмы с Гойко Митичем). Попытки принимались даже в СССР - по крайней мере, эстетика вестерна глубоко отразилась на таких советских блокбастерах, как "Белое солнце пустыни" (реж. В. Мотыль, 1970 г.) и трилогия о неуловимых мстителях.

Остро жанровое кино - то есть такое, действие которого может происходить только в определённое время, в определённом месте и с определёнными героями - обречено на короткую жизнь. Безусловно, есть такие вестерны, которые являются настоящими шедеврами кинематографа (о них чуть позже), однако сам по себе жанр, медленно, но верно, приходит в упадок. За последние годы его оживляли лишь Квентин Тарантино и Алехандро Гонсалес Иньярриту со своим "Выжившим". Однако всё это уже немного другое кино...

Что посмотреть?

Долларовая трилогия с Клинтом Иствудом (реж. Серджио Леоне, 1964-1966 гг.)

"Бутч Кэссиди и Санденс Кид" (реж. Дж. Р. Хилл, 1969 г.)

"Непрощённый" (реж. К. Иствуд, 1992 г.)

"Быстрый и мёртвый" (реж. С. Рэйми, 1995 г.)

"Омерзительная восьмёрка" (реж. К. Тарантино, 2015 г.)

В моих планах написать ещё несколько статей о старом добром кино. Если вам понравилась эта статья и вам было бы интересно прочесть ещё, то напишите об этом комментариях. Туда же отправляю и тех, кому статья не понравилась. Каждому своё...