Всё течёт, всё изменяется... не помню, кто это заметил, но замечено точно, не правда ли? И если мы принимаем за аксиому положение о том, что искусство - это отражение действительности, то вывод напрашивается сам собой: даже у такой, казалось бы нерушимой вещи, как искусство, есть свои сроки годности.
Я наконец-то вспомнил, что мой канал - ещё и о кино. О нём и поговорим. И чтобы хоть как-то обосновать тот философско-культурологический понос, который случился у автора данной статьи в первом абзаце оной, мы поговорим о тех жанрах кино, в которых уже не снимают... ну, или почти не снимают...
Каммершпиле
Нырнём для начала в анналы истории и взглянем на такой интересный жанр, как каммершпиле.
Если вы думаете, что немое кино - это только комедии с кривляющимися чудаками или мелодрамы с заламыванием рук и выпучиванием глаз, то каммершпиле сделает вам мощную прививку от подобных предрассудков. Зародился и расцвёл он в 1920-е годы, в послевоенной Германии. Каммершпиле (нем. Kammerspiele — камерная драма) - мрачное и, как правило, натуралистическое кино, обнажающее чувства людей, их пороки и потаённые желания. Как правило, в фильмах этого жанра было мало действующих лиц (среди них больше всех - бедняков, бюргеров средней руки и чиновников), единство времени и действия (то есть, вся история растягивается примерно на несколько дней), а также - много социального подтекста, пессимизма и символизма мельчайших деталей.
Постепенно Германия приходила в себя после Первой Мировой, на европейский кинематограф стал оказывать большое влияние Голливуд с его оптимизмом и хэппи-эндами, и примерно к середине-концу 1930-х жанр сошёл на нет.
Вообще, каммершпиле - довольно локальная история (нигде, кроме Германии, он большого развития не получил). Несмотря на это, во многом именно каммершпиле научил всё мировое кино снимать драмы. К тому же, очень многие техники съёмки - для того времени революционные - были впервые применены именно в этих фильмах. Так, в фильме 1924 года "Последний человек" оператор Карл Фройнд одним из первых снял камеру со штатива и плавающими, полуразмытыми и шатающимися ракурсами показал мир глазами пьяного человека. Позднее, кстати говоря, Фройнд переехал в США и сделал весьма неплохую карьеру в Голливуде: именно он выступил оператором на классическом фильме ужасов "Дракула" (1931 г.), а также снял как режиссёр фильм "Мумия" (1932 г.), лёгший в основу мирового блокбастера 1999 года выпуска с Бренданом Фрейзером в главной роли.
Что посмотреть?
"Осколки" (реж. Л. Пик, 1921 г.)
"Сочельник" (реж. Л. Пик, 1923 г.)
"Чёрный ход"(реж. П. Лени и Л. Йеснер, 1921 г.)
"Последний человек" (реж. Ф. В. Мурнау, 1924 г.)
"Безрадостный переулок" (реж. Г. В. Пабст, 1925 г.)
Фильм-ревю
Как только кино научилось говорить и даже петь (произошло это в 1927-м году, когда на экраны всего мира вышел "Певец джаза" с Алом Джонсоном) в каждый фильм пытались вставить хоть одну песенку. Очень быстро "тему" со звуком в кино распробовали и звёзды эстрады, коих и в минувшие года было не счесть. Хорошие музыкальные истории, правда, всё ещё были редкостью, однако сама идея эстрадного представления на киноэкране многим приглянулась. Так и родился жанр фильма-ревю.
Принципиальным отличием этого жанра от мюзикла является то, что несмотря на присутствие большого количества музыки, она не является двигателем сюжета. Кроме того, помимо музыкантов, певцов и певиц в фильмах-ревю принимали участие танцоры, эстрадные комики и даже фигуристы (собственно, обычное театральное или эстрадное ревю и представляет из себя такой вот сборник номеров - на одну тему, но подчас без единого сюжета).
Очень быстро на вооружение этот жанр взяли советские кинематографисты и даже создали в нём несколько шедевров (об этом позднее). В СССР жанр получил имя "фильм-концерт". Правда, некая архаичность жанра привела к тому, что уже к 1970-м он стал сходить на нет. Поздние попытки его воскрешения в виде различных музыкальных шоу а-ля "Старые песни о главном" также не принесли должных плодов.
Что посмотреть?
"Бродвейская история" (реж. Г. Бомонт, 1929 г.)
"Эта весёлая планета" (реж. Ю. Сааков и Ю. Цветков, 1973 г.)
"Люди и манекены" (реж. В. Храмов, А. Райкин, 1973 г.)
"Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика" (реж. Ю. Сааков, 1977 г.)
Пеплум
Если до этого речь в статье шла об откровенном старье, то далее мы поговорим о жанрах, которые ещё время от времени мелькают на экране, но одной ногой они уже в сырой могиле.
Пеплумы (от др.-греч. πέπλος, πέπλον — платье, одежда, лат. peplum) - это исторические драмы, как правило, повествующие о событиях, имевших место в древних цивилизациях - в Риме, Греции, Египте. Также к жанру пеплум относят некоторые экранизации Святого Писания и мифов разных народов. Продолжительность пеплума может доходить до трёх (и более) часов, также для него характерны невероятная эпичность и масштабность. Примерно с середины прошлого века и до 1970-х годов пеплумы - сначала итальянского производства, затем и Голливуд очухался - не сходили с киноэкранов, став главными блокбастерами и грабителями зрительских кошельков.
Сильно переменил ситуацию кассовый провал теперь уже ставшего классикой фильма "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли (1963 г.). И дело было не качестве фильма - он и сейчас, спустя пятьдесят семь лет, производит впечатление. Просто на его производство в общем и целом было потрачено 38 миллионов долларов - космическая по тем временам сумма. У всех зрителей Европы и Америки просто не хватило денег, чтобы отбить такой термоядерный бюджет. Приносить прибыль фильм начал только спустя четыре года, а также продажи прав на телепрокат. Так или иначе, другие студии поостереглись тратить деньги на подобные проекты, и почти на сорок лет о пеплумах постарались забыть.
Ситуацию переломил выход в 2000 году фильма Ридли Скотта "Гладиатор", ставшего крупным хитом. В следующие 14 лет, вышло множество пеплумов самого разного масштаба и качества. Однако в 2014 году случилось так, что аж четыре фильма подряд - "Исход: Цари и Боги", "Помпеи", "Геракл: Начало легенды" и "Геракл" (слишком много Гераклов на один год) - просто рухнули в прокате, и мода на пеплумы снова улетучилась. Вряд ли мы увидим хоть один пеплум в ближайшие пять-десять лет на экранах кинотеатров. Хотя ситуацию вполне могут исправить стриминговые сервисы, готовые выделять громадные суммы даже на самые сомнительные в финансовом отношении проекты.
Что посмотреть?
"Камо грядеши?" (М. Лерой, 1951 г.)
"Бен-Гур" (реж. У. Уайлер, 1959 г.)
"Клеопатра" (реж. Дж. Манкевич, 1963 г.)
"Гладиатор" (реж. Ридли Скотт, 2000 г.)
"Орёл девятого Легиона" (реж. К. МакДональд, 2011 г.)
"Ной" (реж. Д. Аронофски, 2014 г.)
Фильм плаща и шпаги
Вся романтика Нового и Старого Света собралась в этом прекрасном жанре, однако популяризировали его, в первую очередь, французские кинодеятели. Собственно, сам термин является калькой с французского "film de cape et d'épée".
Фильмы плаща и шпаги - это авантюрно-приключенческие истории, обыкновенно разворачивающиеся в Новом времени (XVI-XIX вв.) в Европе и её колониях (изредка - на Востоке). Важными атрибутами этого рода фильмов являются поединки на шпагах, юный герой а-ля д'Артаньян и красивая любовная линия. В подавляющем большинстве случаев фильмы плаща и шпаги являются экранизациями известных литературных произведений: в первую очередь это романы Александра Дюма-отца вроде "Трёх мушкетёров".
Кстати, именно к этому разряду относятся и всевозможные фильмы о пиратах. Они-то во многом и вогнали жанр в могилу. Грандиозные провалы таких картин, как "Пираты" (реж. Роман Полански, 1986 г.) и "Остров Головорезов" (реж. Ренни Харлин, 1995 г.), заставили многих продюсеров серьёзно подумать о том, нужно ли такое кино зрителям. В новом столетии популярность франшизы "Пираты Карибского моря", где элементы фильма плаща и шпаги сплелись с элементами фэнтези, а сами картины были выполнены на беспрецедентно высоком уровне (по крайней мере, первые три) на некоторое время вернула уже задыхавшийся жанр к жизни. Продержалась вся эта "пиратская" магия, правда, недолго - новое осмысление сюжетов "Трёх мушкетёров" от режиссёра Пола Андерсона не пришлась публике по вкусу, равно как и российская поделка "1812: Уланская баллада" (реж. Олег Фесенко, 2012 г.). В год 200-летия Бородинской битвы фильм о Бородинской битве не отбил даже половину затраченных на него денег.
Ныне жанр периодически оживает лишь на малых экранах: к примеру, популярность снискал телесериал "Чёрные паруса" (реж. Нил Маршалл и Сэм Миллер, 2014-2017 гг.), предваряющий историю романа Роберта Луиса Стивенсона "Остров Сокровищ".
Что посмотреть?
"Одиссея капитана Блада" (реж. М. Кёртис, 1935 г.)
"Фанфан-тюльпан" (реж. Кристиан-Жак, 1952 г.)
Серия фильмов об Анжелике (реж. Б. Бордери, 1964-1968 гг.)
"Остров сокровищ" (реж. Е. Фридман, 1971 г.)
"Гардемарины, вперёд" (реж. С. Дружинина, 1987 г.)
Вестерн
Многие могут мне написать: какой же вестерн - мёртвый жанр? Нет, нет - да проскочит где-нибудь хоть одна ковбойская шляпа! Отчасти такие комментаторы будут правы - назвать вестерн совсем уже почившим язык не повернётся. Однако совершенно очевидно, что жанр обескровлен, выжат и уже не сегодня, так завтра, канет в небытие.
А ведь когда-то вестерн был едва ли не флагманским американским киножанром, оказал громадное влияние как на мировой кинематограф, так и на всю мировую поп-культуру в целом. Вестерны стали снимать в Италии - вдалеке от техасский прерий и Больших Скалистых гор (этот подвид вестернов получил имя "спагетти-вестерн") - а также в ГДР (фильмы с Гойко Митичем). Попытки принимались даже в СССР - по крайней мере, эстетика вестерна глубоко отразилась на таких советских блокбастерах, как "Белое солнце пустыни" (реж. В. Мотыль, 1970 г.) и трилогия о неуловимых мстителях.
Остро жанровое кино - то есть такое, действие которого может происходить только в определённое время, в определённом месте и с определёнными героями - обречено на короткую жизнь. Безусловно, есть такие вестерны, которые являются настоящими шедеврами кинематографа (о них чуть позже), однако сам по себе жанр, медленно, но верно, приходит в упадок. За последние годы его оживляли лишь Квентин Тарантино и Алехандро Гонсалес Иньярриту со своим "Выжившим". Однако всё это уже немного другое кино...
Что посмотреть?
Долларовая трилогия с Клинтом Иствудом (реж. Серджио Леоне, 1964-1966 гг.)
"Бутч Кэссиди и Санденс Кид" (реж. Дж. Р. Хилл, 1969 г.)
"Непрощённый" (реж. К. Иствуд, 1992 г.)
"Быстрый и мёртвый" (реж. С. Рэйми, 1995 г.)
"Омерзительная восьмёрка" (реж. К. Тарантино, 2015 г.)
В моих планах написать ещё несколько статей о старом добром кино. Если вам понравилась эта статья и вам было бы интересно прочесть ещё, то напишите об этом комментариях. Туда же отправляю и тех, кому статья не понравилась. Каждому своё...